Родилась в Москве 24 июня 1944 в семье кадрового военного. Окончила Художественный институт имени В.И.Сурикова (1968), где училась, в частности, у Д.Д.Жилинского, занималась также в творческих мастерских Академии художеств СССР (19691972), где ее наставником был Г.М.Коржев.
Завоевала официальное признание произведениями, как будто бы вполне отвечающими традиционным представлениям об идеологически выдержанной «тематической картине» (Казнь народовольцев, 19691972, Третьяковская галерея; Партизаны пришли, 1975, Министерство культуры Российской Федерации), однако уже здесь проявилась характерная для нее театрализация и смысловая многослойность образов. В вещах более лирически-интимных ее живопись уже откровенно «деидеологизируется» в мотивах народной гульбы (Проводы зимы, 1973, Союз художников России) и «посиделок в мастерской» (Московский вечер, 1978, Министерство культуры РФ), мотивах лукаво-ироничных, либо поэтико-созерцательных. Тут Назаренко выступает как одна из лидеров «карнавализма», стилистической тенденции 19701980-х годов, ярко выразившей бурный процесс размывания и, в конечном счете, исчезновения границ между «официальным» и «неофициальным» творчеством. Автопортрет 19841986 (собственность автора), где Назаренко в образе цирковой плясуньи проходит над головами тогдашних культур-функционеров, стал в этом смысле образом по-своему эпохальным.
Со временем ее живописные «театры» становились все более драматически-гротескными, включая элементы сюрреалистического «черного юмора» (сквозные символы масок, кукольного театра, людоедства). С 1996 она часто придавала своим образам трехмерность, дополняя или заменяя свои полотна комбинациями силуэтных фигур в размер натуры, как бы вышедших из картины в реальный мир (инсталляции: Переход, 1996; Мой Париж, 1997). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994).
Лебедева В.Е. Т.Назаренко. М., 1991