Родился во Флоренции, в состоятельной дворянской семье. Около 1700 переселился в Париж, где проявил себя как мастер монументально-декоративной пластики (надгробие маркиза де Помпонн в церкви Сен-Мерри, 17031706; разрушено в 1792 в период Французской революции). В 1716 вместе с сыном (будущим архитектором) приехал в Петербург по приглашению петровского сподвижника Ф.Лефорта, мастер призван был руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению новой столицы, выполнять портреты «подобно живым людям», устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и обучать всему этому русских мастеров (на практике же его деятельность ограничилась скульптурой).
Растрелли (как и его сын) заняли исключительно важное место в плеяде иноземных художников петровской поры, принесших навыки и приемы «чисто западного» барокко в страну, где последнее существовало до сих пор в смешанном, средневеково-барочном («московском» или «нарышкинском») варианте; в этом смысле его произведения (подобно работам А.Шлютера) явились эталонами для развития русской скульптуры 18 в.
Создал ряд портретных образов Петра I: его парадно-триумфальный конный монумент (17191743; отлит из бронзы в 17451746 и в 1800 установлен перед Инженерным замком), большой бюст (бронза, 17231729, Эрмитаж, Петербург) и «восковую персону» (1725, там же). Среди других его произведений бюст А.Д.Меньшикова (17231729, известен в мраморной версии, исполненной в 1849 И.П.Витали по не сохранившемуся восковому оригиналу; Русский музей, Петербург), бюст неизвестного (возможно, автопортрет; бронза, 1732, Третьяковская галерея), группа Императрица Анна Ивановна с арапчонком (бронза, 17331741, Русский музей). Эффекты театральной репрезентации, пышное великолепие, тонкая отделка деталей порой сочетаются в этих работах (в особенности в Анне Ивановне) с жестким натурализмом в передаче лица. Мастер участвовал также в 17211723 в оформлении Большого каскада в Петергофе (маскароны, военно-аллегорические рельефы, группа Нептунова телега), а в 17211724 работал над моделью (неосуществленного) «триумфального столпа» в память побед в Северной войне 17001721.
Умер Растрелли в Петербурге 18 (29) ноября 1744.
См. также РАСТРЕЛЛИ, ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО.
Архипов Н.И., Раскин А.Г. Б.К.Растрелли. Л. М., 1964