Получил известность картинами о рабочих-нефтяниках (Ремонтники, 1961, Музей искусств имени Р.Мустафаева, Баку) и портретами художественной интеллигенции (Композитор Кара Караев, 1960; Д.Д.Шостакович, 1976; оба портрета в Третьяковской галерее, Москва), жесткими по колориту и композиционной ритмике, графично-четкими по форме, полными энергически-волевого творческого самоутверждения; эти работы стали классическими образцами т.н. сурового стиля, противостоящего, несмотря на свой официально-выставочный статус, устоявшимся стандартам соцреализма. Веяния «оттепели» сохранившиеся и в период «застоя» ярко дали о себе знать и в административной деятельности мастера. В качестве первого секретаря Союза художников СССР (19731992) он упорно придерживался принципов дипломатичного, но глубоко принципиального либерализма, позволявшего художникам, особенно в 1980-е годы, последовательно расширять территорию творческой свободы. С 1979 академик-секретарь Российской академии художеств по отделению живописи (с 1996 вице-президент академии).
Многие из значительных произведений Салахова связаны с впечатлениями от зарубежных поездок в Испанию, США, Мексику и другие страны (Мексиканская коррида, 1969, там же; триптих Встреча с Р.Раушенбергом, 1990, собственность художника). Плодотворно работал также как сценограф (оформление целого ряда спектаклей Академического драматического театра имени М.Азизбекова в Баку У.Шекспир Антоний и Клеопатра, 1964, и Гамлет, 1970; У.Гаджибеков Кер-оглы, 1975, и др.) и педагог (преподавал в бакинском училище имени М.Алиева, 19631974, и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова, с 1975). Лауреат Государственной премии СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1989).
Таир Салахов (альбом). М., 1986