ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

САНСОВИНО, ЯКОПО (Sansovino, il) (наст. имя и фамилия Якопо Татти) (1486–1570), итальянский художник и архитектор, центральная фигура ренессансного зодчества Венеции.

Родился во Флоренции 2 июля 1486. С 1502 работал там же, в мастерской скульптора Андреа Сансовино, взяв его прозвище в знак уважения к учителю. Приехав в 1505 в Рим вместе с архитектором Джулиано да Сангалло, изучал и реставрировал памятники античной скульптуры; благодаря Сангалло и Браманте вошел в курс новейших веяний зодчества. В 1510–1518 жил в родном городе, затем снова в Риме. В своей пластике этого периода (Снятие с Креста, позолоченные воск и дерево, 1508–1510, Музей Виктории и Альберта, Лондон; Апостол Иаков Старший, 1511–1518, собор Санта Мария дель Фьоре; Вакх, 1518, Национальный музей; обе работы – мрамор, Флоренция) самобытно сочетал внутренний драматизм с классической уравновешенностью композиций.

После захвата Рима войсками Карла V (1527) бежал в Венецию, где был назначен руководителем работ в соборе святого Марка, а в 1529 стал главным архитектором Венецианской республики. Выстроил здесь Палаццо Корнер (1533), монетный двор («Дзекку») и Старую библиотеку св. Марка (строительство обоих зданий началось в 1536), лоджетту (декоративную трехпролетную аркаду) на площади собора (1537) и ряд других зданий. Сумел соединить римско-флорентийские, более классичные и строгие, строительные навыки (например, активно применяемую им рустовку) с живописными традициями местной готики, создав произведения, выдающиеся как в градостроительном, так и в декоративно-пластическом отношении. Так, масштабные пропорции Дзекки, а в особенности Старой библиотеки (возведенной напротив Дворца дожей) эффектно завершили ансамбль Пьяцетты ди Сан Марко в самом центре города, а лоджетта (у подножия здешней кампанилы) явилась образцом богатого и в то же время гармоничного скульптурно-архитектурного синтеза, включив многочисленные рельефы и статуи (тоже работы Сансовино) с аллегориями политических триумфов республики.

В Венеции мастер исполнил и много других скульптурно-декоративных произведений, в том числе бронзовые двери сакристии собора (1540-е годы), мраморную фигуру Иоанна Крестителя в церкви Санта Мария деи Фрари, бронзовую статую врача Т.Рангоне над входом в выстроенную Сансовино церковь Сан Джулиано (обе – 1554), монументальных Марса и Нептуна на Лестнице гигантов Дворца дожей (1554–1556), надгробие дожа Ф.Веньера в храме Сан Сальваторе (1556–1561; все три – мрамор). На фоне распространяющихся маньеристических тенденций Сансовино и в этих вещах сохранил дух классической гармонии, присущий его творчеству в целом.

Умер Сансовино в Венеции 27 ноября 1570.

ЯКОПО САНСОВИНО. НЕПТУН. Лестница гигантов Дворца дожей. ВенецияЯКОПО САНСОВИНО. НЕПТУН. Лестница гигантов Дворца дожей. Венеция

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 5. М., 1967
Всеволожская С.Н. Венеция. Л., 1970

Яндекс.Метрика