ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

САРЬЯН, МАРТИРОС (1880–1972), художник, крупнейший мастер армянской живописи 20 в., творчески продолживший традиции символизма. Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне – в составе Ростова-на-Дону) 16 (28) февраля 1880 в семье богатого землевладельца. В 1897 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1904; среди его наставников были В.А.Серов и К.А.Коровин. В 1910, 1911 и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926–1928 – Париж. До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 обосновался в Ереване. Участвовал в выставке «Голубая роза» (1907), а также в выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства».

Примкнул к символизму еще в студенческие годы, став одним из самых последовательных его представителей в изобразительном искусстве начала 20 в. Значительная часть его композиций 1910-х годов сложилась в серию Сказки и сны. Часто работал цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой, создавая ирреальные и зыбкие красочные феерии (Озеро фей, 1906, Третьяковская галерея, Москва; Комета, 1907, Музей Сарьяна, Ереван; Пантеры, 1907, Картинная галерея Армении, Ереван). Впечатления Средиземноморья и Востока слагаются – отчасти под воздействием французского фовизма – в более плотные цветовые гаммы и четкие силуэты, теснее связанные с конкретной натурой (Улица. Полдень. Константинополь, 1910; Финиковая пальма, 1911; обе – в Третьяковской галерее), однако мастер сохраняет верность поэтике легенды и притчи.

После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный характер: «сны о Востоке» превращаются в «сны об Армении». Своеобразным манифестом этого обращения к Закавказью как главному источнику вдохновения стали эскизы занавеса для Драматического театра в Ереване и композиционно связанное с ними красочное панно Армения (1923, Картинная галерея, Ереван) – с величавой и в то же время символически-условной панорамой гор, залитых ярким солнцем.

Притчевое начало органично входит во многие работы Сарьяна, – о чем свидетельствует, в частности, сквозной мотив маски, порой лукаво дублирующей героев (в картинах Поэт Е.Чаренц, 1923, Музей литературы и искусства, Ереван; Моя семья, 1929, Третьяковская галерея; Автопортрет с маской, 1933, Музей искусства народов Востока, Москва). При этом Сарьяну на протяжении всей его жизни удавалось сохранить удивительную творческую искренность, поскольку его образы, даже те, что получали сугубо официальный статус (монументально-декоративные панно для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, 1937, и для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, 1939; цикл из 7 картин Моя Родина, 1952–1958, за которую он был удостоен Ленинской премии 1961, неизменно таили в себе оттенок волшебного видения-мечты, – легкой мечты, отнюдь не навязывающей себя в качестве программной догмы. Вольная стихия творчества в равной мере пронизывает и портреты Сарьяна (Р.Симонов, 1939, Музей искусств народов Востока; И.Орбели, 1943, Картинная галерея Армении), и его сценографию (опера Алмаст А.Спендиарова в Театре оперы и балета имени Спендиарова в Ереване, 1938–1939; Сталинская премия 1941), и натюрморты с букетами цветов.

В поздние годы мастер (удостоенный в 1965 звания Героя Социалистического Труда) сохранил живую энергию художественного поиска: он как бы вновь вернулся к впечатлениям юности, создав в 1960-е годы цикл «сказочных» пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами (музей Сарьяна). Будучи, подобно С.Т.Коненкову в России, человеком-легендой, олицетворяющим «серебряный век», он неизменно притягивал к себе молодежь.

Умер Сарьян в Ереване 5 мая 1972.

См. также ГОЛУБАЯ РОЗА.

ЛИТЕРАТУРА

Сарьян М. Из моей жизни. Ереван, 1980
Сарьян об искусстве. Ереван, 1980
О Сарьяне. Страницы художественной критики. Отзывы современников. Ереван, 1980

Яндекс.Метрика