Сделал себе имя как мастер церковной архитектуры в «русском стиле»: церковь-памятник на Куликовом поле, обитель в Овруче, Троицкий собор в Почаевской лавре, Марфо-Мариинская обитель в Москве, все 19081912; паломническая гостиница в Бари (Италия; 19101913) и православный храм св. Николая Угодника; и др.; Щусев выступал тут в равной мере и как историк-археолог (в Овруче он отреставрировал также храм св. Василия Великого, восходящий к 12 в.), и как настоящий поэт зодчества. Первоначально ориентируясь на средневековые памятники Новгорода и Пскова, в наиболее масштабной своей ретроспекции живописном ансамбле Казанского вокзала (строительство которого началось в 1913) использовал мотивы русского барокко 17 в.
После Октябрьской революции 1917 руководил вместе с И.В.Жолтовским проектом «Новая Москва» (19181925), предугадав в своем (хотя в те годы и неосуществленном) плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями. Занимал также должности главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (19221923) и 2-й проектной мастерской Моссовета (19321937). Был директором Третьяковской галереи (19261929), а также (с 1946) организатором и директором Музея архитектуры, ныне носящего его имя. Блестяще усвоил авангардные принципы конструктивизма (Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи, 19271931; здание Наркомзема в Москве, 19281933). Органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности в известнейшей своей работе Мавзолее В.И.Ленина на Красной площади (19291930). В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос «сталинского классицизма» (гостиница «Москва», 19321938; Москворецкий мост, 19361938; Большой театр оперы и балета имени А.Навои в Ташкенте, 19401947; здание НКВД на Лубянской площади, 1946; и др.). В 1941 был достроен комплекс Казанского вокзала, пластически-декоративные идеи которого нашли продолжение в спроектированной Щусевым станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952).
Важное место в его позднем творчестве заняли проекты восстановления разрушенных войной городов: Истры (19421943), Новгорода (19431945) и Кишинева (1947). Автор большого числа научных работ по истории и современным проблемам архитектуры, Щусев оставил о себе память и как педагог (преподавал в 19081949 в Высших художественно-технических мастерских, Вхутемас, в Московском архитектурном и других институтах). Лауреат 4 Сталинских премий (1941, 1946, 1948 и 1952).
Умер Щусев в Москве 24 мая 1949.
См. также АРХИТЕКТУРА.
Афанасьев К.Н. А.В.Щусев. М., 1978