ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ТАУТ, БРУНО (Taut, Bruno) (1880–1938), немецкий архитектор и теоретик искусства, соединивший в своем творчестве черты экспрессионизма и функционализма.

Родился в Кёнигсберге (ныне Калининград) 4 мая 1880. Учился в местном строительном училище, по окончании работал в архитектурных бюро Берлина (1903) и Штутгарта (1904–1908). В 1908 обосновался в Берлине, где изучал градостроительство в Высшей технической школе, а в 1909 открыл свое собственное бюро.

Реализовал ряд проектов многоквартирных домов, подчеркнуто строгих по облику и лишенных стандартного декора в стиле модерн (дом на Харденбергштрассе, 1911–1912), однако в жилом комплексе «Город-сад Фалькенберг» близ Берлина (1913–1914) применил активный цвет, запланировав ярко раскрашенные фасады. Прославился благодаря двум выставочным павильонам, заказанным ему в виде рекламы современных материалов и конструкций («Стальной монумент» на международной строительной выставке в Лейпциге, 1913, и «Стеклянный дом» на выставке Немецкого веркбунда в Кёльне, 1914; оба не сохранились). Наиболее значителен второй из них; прозрачная, с призматическим куполом из цветного стекла, искрящаяся, словно магический кристалл, эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста П.Шеербарта (1863–1915), подготовившего (при участии Таута) книгу Стеклянная архитектура (Glasarchitektur, 1914). Таут развил его идеи о «волшебном», социально- и даже космически-преобразующем значении этого рода зодчества в собственных книгах Альпийская архитектура (Alpine Architektur) и Городская корона (Die Stadtkrone; обе 1919), а также в эпистолярной серии Стеклянная цепь (Glдserne Kette, 1919–1920), которую он рассылал В.Гропиусу, Г.Шароуну и другим коллегам. В 1920 опубликовал Мирового строителя (Die Weltbaumeister), согласно подзаголовку – архитектурную драму для симфонической музыки, посвященную духу Пауля Шеербарта.

В книге Ликвидация городов (Die Auflцsung der Stдdte, 1920) призвал к децентрализации – как градостроительно-планировочной, так и политической. Пытаясь воплотить свои социально-утопические воззрения в жизнь, Таут (непосредственно после Ноябрьской революции 1919) организовал «Рабочий совет по искусству» и издавал радикальный архитектурный журнал «Заря» (Frьhlicht, 1920–1922). Сблизился с немецкой коммунистической партией. Занимая в 1921–1923 пост городского архитектора Магдебурга, ввел свои грезы в конкретно-практическое русло; по его проектам здесь были построены выставочный (ныне спортивный) зал (1921–1924) и немало жилых зданий, в целом строго-функциональных, лишь с отдельными экспрессивными акцентами (например, в виде раскраски части фасадов). В 1924 вернулся в Берлин, войдя в состав архитектурной группы «Кольцо» («Der Ring»), стремившейся соединить принципы нового зодчества с реформами социального быта. Руководил проектированием и строительством большого числа берлинских жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов (Ам Шиллерпарк, 1924–1926 и 1927–1928; Веддинг и Фрайе Шолле, 1924–1932; Тегель, 1925–1931; «Хижина дяди Тома» в Бритце, 1926–1931; и др.), выдвигая на первый план задачи создания экономичного жилья для трудящихся. Разработал (родственную советскому конструктивизму) теорию нового рационально-организованного и экономичного быта, посвятив ей книгу Новое жилье: женщина как творец (Die neue Wohnung: Die Frau als Schopferin, 1924) и построил специальный дом в виде модели этой теории (в штутгартском районе Вейсенхоф, 1927, не сохранился). В 1932–1933 посетил СССР, где исполнил несколько нереализованных проектов.

Сразу после прихода к власти нацистов эмигрировал. В 1933–1936 работал в Японии (как преподаватель и историк – в Исследовательском институте художественных ремесел в Сендае). С 1936 занимал пост профессора в Академии художеств в Стамбуле, попутно возглавляя архитектурное бюро при турецком Министерстве образования. По проектам Таута были возведены несколько факультетов университета в Анкаре (с 1938) и (тогда же) ряд школ (в Анкаре и других городах). Его деятельность оказала большое воздействие на формирование новой школы турецкого зодчества. Опубликовал (помимо вышеуказанных) книги: Строить: к жилому дому нового типа (Bauen: Der neue Wonhbau, 1927), Новое зодчество в Европе и Америке (Die neue Baukunst in Europa und Amerika, 1929), Ниппон глазами европейцев (Nippon mit europдischen Augen gesehen, 1934).

Умер Таут в Анкаре 24 декабря 1938.

ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ, БерлинЖИЛОЕ ЗДАНИЕ, Берлин

ЛИТЕРАТУРА

Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1971

Яндекс.Метрика