ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ТВОРЧЕСТВО. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

Сердцевина творчества, пик творческого акта – «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея – научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

Одной из них является зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Это – особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда. В основе такого наблюдения лежит вербализация зрительного опыта (или слухового), то есть выражение его с помощью слов или других информационных кодов.

Бывает важным охватить одним взором всю картину, всю цепь рассуждений, «свернуть» до одного обобщающего понятия или символа. Экономное символическое – будь это научный или художественный символ – обозначение информации составляет важнейшее условие творческого, продуктивного мышления.

Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Необходимо вырабатывать обобщающие стратегии, алгоритмы. Например, в шахматном творчестве этому способствует решение шахматных задач и анализ этюдов. Полезно стремление к поиску аналогий. Например, в техническом творчестве целое направление, называемое «бионикой», покоится на использовании образцов, взятых из живой природы. В мифе о Дедале говорится о его племяннике, который придумал пилу, взяв за образец хребет костистой рыбы.

Аналогия широко распределяет внимание, создает условия для «бокового мышления», способности «думать около», увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Аналогия успешна, когда проблема становится устойчивой целью деятельности, ее доминантой.

Цель, т.е. вопрос задачи выступает важным фактором отдаленного ассоциирования, установления связи между далекими областями и понятиями. Способность к «сцеплению» понятий и образов важна и необходима для творчества, но она должна быть уравновешена способностью оторвать наблюдаемые факты от привычных ассоциаций. С одной стороны, надо уметь объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже сложившуюся систему знаний, но с другой стороны, уметь избавляться от давления предварительного знания. Это облегчает генерирование новых идей, избавляет от инертности, закостенелости мышления. Инертное, негибкое мышление привыкает к обычному функционированию вещей. Переход к другим возможным функциям для него затруднен. В этом случае полезны упражнения по перечислению возможных способов использования таких обиходных предметов, как молоток, кирпич, банка из под консервов и др.

Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном. Логическое мышление – инструмент анализа, расчленения поступающей информации по элементам и соединения их в мыслительные цепочки. Такой дискурсивный способ обработки информации определяется работой левого («речевого») полушария головного мозга. Это полушарие управляет правой рукой. Другое, правое полушарие обрабатывает информацию не по частям, а целостно с помощью образов. Оно управляет левой рукой. У каждого человека, как правило, доминирует то или другое полушарие, и люди делятся на «праворуких» и «леворуких». Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. «Леворукие» успешнее действуют с сфере образного, целостного, художественного мышления. Человеку важно знать, к какому типу мыслительной деятельности он принадлежит. По классификации И.П.Павлова, люди делятся на мыслительный и художественный типы. Зная себя, можно лучше выбрать более успешную сферу творческой деятельности. Когда «левополушарные люди» (мыслительный тип) задумывается над ответом на вопрос, их взор отклоняется вправо, у «правополушарных» – влево. «Правополушарные» лучше воспринимают музыку, в речи для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Путь к решению задачи, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, позволяющий изменить направление поиска. Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего. Способность к оценке – чрезвычайно важная способность, позволяющая оценить идею до ее проверки. Среди критериев оценки можно выделить логическую непротиворечивость, соответствие ранее накопленному опыту, а также эстетические критерии изящества, простоты и экономии средств.

Способность к оценке неразрывно связана с центральной творческой способностью – творческой фантазией. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер.(См.также ФАНТАЗИЯ)

Кроме способностей важнейшей стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.

Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.

Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.

В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.

Носителем творческого начала как явления социо-культурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы.

Евгений Басин

ЛИТЕРАТУРА

Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986
Басин Е.Я. «Двуликий Янус» (о природе творческой личности). М., 1996
Голицын Г.А. Информация и творчество. М., 1997

Яндекс.Метрика