Представляло собой ранний пример арт-группировки нового типа, созданной что характерно для российского постреволюционного десятилетия на базе госучреждения. Возникла эта группировка после того, как ректор новосозданной Народной художественной школы (позднее Свободных художественных мастерских и, наконец, Витебского художественно-практического института) В.М.Ермолаева пригласила в 1919 Малевича для руководства живописной мастерской. Создатель супрематизма, приехав в Витебск, сплотил вокруг себя группу учеников (Л.М.Лисицкий, Е.М.Магарил, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и др.), в число которых вошла и сама Ермолаева. Они устраивали выставки-обсуждения работ преподавателей и учеников, философские диспуты, активно участвовали в оформлении города к революционным праздникам. Впрочем, лояльность и даже «революционность» «уновисов» была политическим фасадом их супрематически-конструктивистской программы, полной независимого эстетического мистицизма, нацеленного на «создание чистого живописного образа» (как воплощения «нового сознания»), а не «утилитарных необходимостей» (Малевич, статья Уновис, 1921). Разного же рода дизайнерские разработки, в том числе и наглядный агитпроп, служили лишь педагогическими моделями этого идеала.
В 1920 открылся филиал «Уновиса» в Смоленске (под руководством польских художников, супругов В.Стржеминского и Е.Кобро), а также филиалы в Москве, Перми, Саратове и некоторых других городах. Но уже достаточно быстро в связи с реорганизацией Наркомпроса и его анти-авангардным сдвигом «вправо» условия работы резко ухудшились. С переездом же лидера в Петроград (в 1922) витебская группа вошла в структуры созданного и руководимого Малевичем Инхука (Института художественной культуры). Ее сравнительно кратковременная деятельность стала, однако, этапной вехой истории мирового авангарда, породив целый ряд радикальных преобразований традиционного художественного языка.
См. также МАЛЕВИЧ, КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ.
Шатских А.С. Витебск. Жизнь искусства. 19171922. М., 2001