ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ВАГНЕР, ОТТО (Wagner, Otto) (1841–1918), австрийский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников архитектуры модерна.

Родился в Пенцинге (предместье Вены) 13 июля 1841 в семье нотариуса. Избрав карьеру зодчего, учился в венском Политехникуме (с 1857), а затем в Королевской строительной академии в Берлине (1860); завершил образование в венской Академии художеств (1861–1863). Работал в мастерской Л.Ферстера, но вскоре начал самостоятельную практику. Жил в Вене.

Стиль его ранних произведений 1860–1870-х годов (доходные дома на Беллариаштрассе, Шоттенринге, Ратхаусштрассе, Штадионгассе и др.) в целом не выходит за рамки ренессансно-барочного историзма. Этапную роль в становлении концепций Вагнера, тесно связывающих форму здания с его назначением, сыграли его градостроительные работы. Частично реализуя свой грандиозный план реконструкции Вены (1892–1893), он руководил постройкой нескольких городских железных дорог, а также ряда гидротехнических сооружений на Дунайском канале. В железнодорожных сооружениях (1894–1897; среди них наиболее известна станция «Карлсплатц») проступили уже черты зрелого модерна, сочетающие в творчестве Вагнера кристально-четкую конструктивность с живописностью броского, обычно растительного орнамента. Иногда лишь внешнее убранство включало здания в круг новой архитектуры (как в двух доходных домах на Линке Винцайле, где мастер в 1897–1898 выступил лишь как оформитель, украсив один из фасадов золоченым, а другой – т.н. майоликового дома – многоцветным керамическим узором). В главных же своих произведениях (Почтовой сберегательной кассе, 1904–1906 и 1910–1912; и психиатрической больнице Ам Штайнхоф с церковью Санкт-Леопольд, 1904–1907) он, не забывая об изысканном декоре, сумел придать особую экспрессию и самой структуре: к примеру, смело отказавшись в здании кассы от карниза и обнажив плоскость крыши, а внутри – подчинив интерьер с новаторским стеклянным потолком ритму железобетонных столбов и перекрытий; по-своему строго функционален и образ больничного храма, технически и композиционно рассчитанный на то, чтобы само пространство воздействовало на зрителя своим целительным комфортом. Масса замыслов Вагнера осталось в стадии эскизов и проектов, составив богатое графическое наследие.

Плодотворно работал как педагог, будучи профессором венской Академии художеств в 1894–1912; среди его учеников были Й.Ольбрих и А.Лоос. С 1899 входил в состав Венского Сецессиона, программно направлявшего национальное искусство в русло модерна. Опубликовал несколько книг – главный свой труд, Современную архитектуру (1896), а также книги Большой город (1911), Зодчество нашего времени (1914), Критерии качества архитектора (1912); призывал следовать запросам современной жизни, согласуя с ними возможности, скрытые в новых конструкциях и материалах.

Умер Вагнер в Вене 11 апреля 1918.

См. также АРХИТЕКТУРА.

СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА «КАРЛСПЛАТЦ» (Майоликовый дом), 1998СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА «КАРЛСПЛАТЦ» (Майоликовый дом), 1998

ЛИТЕРАТУРА

Берсенева А.А. Европейский модерн. Венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991

Яндекс.Метрика