В археологических раскопках первой половины 20 в., особенно после Первой мировой войны, было обнаружено множество предметов, представляющих почти все виды художественного творчества: от грубой росписи и насечек на глиняных изделиях до великолепных декоративных настенных композиций, от первых резных цилиндрических печатей до сложных барельефов, от глиняных фигурок людей и животных до колоссальных статуй, часто имеющих хорошие пропорции, от почти бесформенных литых металлических безделушек до искусно выделанных золотых и серебряных украшений и инкрустаций.
Развитие вавилоно-ассирийского искусства можно разделить на следующие пять периодов.
1. Древнейший период доисторический и шумерский, продолжавшийся до воцарения Аккадской династии ок. 2400 до н.э.
2. От Аккадской династии до конца 1-й Вавилонской династии, 1595 до н.э.
3. Касситский период, примерно до 1100 до н.э.
4. 97 вв., расцвет ассирийского искусства.
5. Искусство Нововавилонского царства, 626539 до н.э.
В период развития первой из трех четко определяемых первобытных культур Южной Месопотамии убейдской (названной по археологическим находкам на городище Телль-эль-Убейд, датированных концом 5 серединой 4 тыс. до н.э.) вошли в употребление глиняные кирпичи и появились крупные здания. Стены этих зданий, обмазанные штукатуркой из глины, украшались покрытием, напоминающим мозаику: в стену вдавливались с определенными интервалами удлиненные, конической формы глиняные «гвозди» с плоскими головками, окрашенные в черный и красный цвета. Также в этой культуре появилась прекрасная гончарная посуда изящных форм, часто с довольно тонкими стенками, украшенная росписью или процарапанными геометрическими узорами, и грубо вылепленные фигурки людей и животных.
В период развития урукской культуры (конец 4 тыс. до н.э.), названной по находкам в раскопках древнего шумерского города Урук (современный Варка), храмовые постройки стали более сложными. В Уруке был воздвигнут первый зиккурат храм в форме пирамидальной башни из нескольких ярусов уменьшающегося размера, увенчанной святилищем, к которому поднимались по пандусам. С этого времени зиккурат стал наиболее характерным типом храмовой архитектуры Месопотамии. В Уруке также появились самые ранние из известных цилиндрические печати небольшого размера, из твердого камня с глубоко врезанными изображениями людей и животных, мифологических сюжетов и ритуальных сцен, а также эпизодов из повседневной жизни. Цилиндрические печати использовали для нанесения на различные предметы знака их владельца; когда эти печати прокатывали по мягкой поверхности глины, получался миниатюрный барельеф, который можно было превратить в фриз любой длины. В дальнейшем техника изготовления печатей достигла совершенства и оказалась наиболее оригинальным вкладом Месопотамии в развитие декоративного искусства.
Третья первобытная культура Джемдет-Наср, названная по находкам в одноименном холме близ древнего города Киша (конец 4 начало 3 тыс. до н.э.), во многом уступает предшествующей, но демонстрирует значительные достижения в области скульптуры из камня, как в изготовлении барельефов, так и круглой скульптуры. Об уровне развития последней свидетельствует великолепно выполненная фигура дикого кабана.
В раннединастический период (ок. 2800 до н.э.) большое значение приобрела художественная обработка металла, о чем можно судить по сохранившимся гравированным металлическим вазам, украшенным сценами охоты и изображениями религиозных обрядов с участием людей и божеств. Животные иногда изображались в барельефе, а иногда делались скульптурные головы с инкрустированными цветными камнями глазами и языками и рогами из золота. Большинство произведений круглой скульптуры этого времени приземистые человеческие фигурки, отличающиеся плохими пропорциями. Изображения на больших барельефных фризах начала 3 тыс. до н.э из Телль-эль-Убейда выполнены с замечательным реализмом и живостью, например сцена доения коровы и другие домашние работы. Один из самых интересных памятников этой эпохи знаменитая Стела коршунов правителя Лагаша Эаннатума, покрытая рельефами с различными сценами: Эаннатум нападает на врагов, побеждает их, хоронит мертвых. В относящихся к этому же времени царских гробницах в Уре были найдены замечательные образцы ювелирного искусства изысканные золотые и серебряные украшения, филиграни, ножны кинжалов, золотые кубки и чаши; среди них пара великолепно исполненных инкрустированных пластин, известных как Штандарт войны и мира, каждая с тремя рядами фигурок людей и животных, выложенных пластинами перламутра на лазуритовом фоне.
С воцарением семитской Аккадской династии, основателем которой был царь города Аккада Саргон Древний, искусство барельефа достигло значительных успехов. Самым ярким примером является победная стела Нарам-Сина (ок. 2400 до н.э.), предположительно сына Саргона. На стеле изображены изящные человеческие фигуры с хорошими пропорциями; движения и действия умело переданы, заметно тонкое чувство равновесия в композиции. Прогресс в круглой скульптуре проявился в тщательности трактовки мускулатуры и объема фигур, черт лица и других деталей. Расцвет искусства в этот период оказал значительное влияние на его развитие в дальнейшем.
С приходом к власти Гудеа, царя Лагаша (ок. 2350 до н.э.), и III династии Ура наступил краткий период возрождения шумерских традиций. Наиболее замечательные памятники искусства этой эпохи многочисленные статуи Гудеа, выполненные из черного диорита, довольно жесткие и тяжелые по форме, но с тщательно переданными чертами лица и мускулатурой, а также другие статуи мужчин и женщин, рельефы и украшенные резьбой вазы. Сохранившаяся от этого времени прекрасная женская головка из слоновой кости демонстрирует весьма высокий уровень художественного ремесла.
На стеле Ур-Намму (ок. 2200 до н.э.), царя III династии Ура, в 5 ярусах рельефных композиций представлено строительство знаменитого зиккурата в Уре, наиболее замечательного из известных зданий этого типа в Месопотамии. Среди других фигур на этой стеле есть древнейшее из сохранившихся изображений ангелов. Продольные стороны урского зиккурата были, по-видимому, слегка искривлены для того, чтобы это колоссальное сооружение производило впечатление более легкого.
Наступившая затем эпоха I династии Вавилона была отмечена общим упадком художественного творчества. Династия Хаммурапи (ок. 1800 до н.э.) оставила единственный выдающийся памятник знаменитую стелу Хаммурапи, содержащую свод законов, в верхней части которой находится барельеф с изображением самого царя, получающего законы от бога солнца Шамаша; этот рельеф достаточно жесткий и неуклюжий по исполнению. Другие художественные произведения этого периода также свидетельствуют о снижении уровня мастерства; статуи отличаются нарушением пропорций, росписи на керамических сосудах, рельефы и печати сделаны неумело и грубо, их композиции часто перегружены фигурами.
Господство Касситской династии (ок. 1600 до н.э.), племен варваров-захватчиков, пришедших из района Загросских гор, отбросило культуру и искусство Вавилонии более чем на 5 столетий назад. В эту эпоху не появляется ничего оригинального и творческого, преобладает повторение более древних образцов, причем на крайне низком уровне. Качество резных цилиндрических печатей заметно снизилось, контуры рисунка стали невыразительными; к изображениям на печатях часто добавлялись магические заклинания и молитвы, а также изображения оберегов лягушек, ящериц и тому подобных существ, указывающие на более низкий уровень религиозного сознания в этот период. Барельефы помещались главным образом на межевых камнях, где боги, цари или другие персонажи изображались вместе с символами, которые должны были уберечь эти камни от повреждения или разрушения.
Ассирийские цари были заняты в основном завоевательными войнами, что влияло на характер и тематику искусства. В скульптуре и других видах пластических искусств главное место заняли изображения военных подвигов царей или сцены, иллюстрирующие другое их излюбленное занятие охоту; изображения простых людей и женщин были почти полностью исключены. В периоды затишья между войнами и усмирением непокорных многие ассирийские монархи занимались возведением храмов и грандиозных дворцов. Лучшим примером такой деятельности является новый царский город Саргона II, Дур-Шаррукин (в переводе город Саргона, современный Хорсабад), построенный к северу от старой столицы Ниневии в 707 до н.э. Дворцовый комплекс занимал территорию площадью ок. 25 акров и состоял из почти тысячи помещений, многочисленных больших дворов, длинных, оформленных скульптурой коридоров и примыкающего к дворцу 7-ярусного храма-зиккурата. Снаружи главные ворота охраняли изваянные из известняка фигуры львов и гигантских крылатых быков с человеческими головами. Их туловища вырезаны в высоком рельефе, а голова полностью объемна, т.е. выполнена как круглая скульптура. Уникальная особенность этих «защитников ворот» ламассу заключается в том, что при взгляде сбоку все четыре ноги видны в положении шага, в то время как при взгляде спереди добавленная пятая нога придает фигуре вид неподвижно стоящего животного. Эти стражи ворот ставились в дверных проходах дворцов и храмов.
Раскопки столицы Саргона свидетельствуют о том, что ассирийские архитекторы знали и использовали конструкции полуциркульной и стрельчатой арки, цилиндрического свода, купола и (судя по изображениям на печатях и барельефах) колонны.
Истоки истории Ассирии восходят к III тыс. до н.э., однако из произведений искусства лишь немногие датируются временем ранее 1000 до н.э., а большинство их относится к 97 вв. до н.э. эпохе расцвета Ассирийского царства. Произведения круглой скульптуры очень редки; лучший и едва ли не единственный из сохранившихся образцов статуя Ашшурнасирпала II (884859 до н.э.). Ассирийские художники явно предпочитали рельеф свободно стоящей скульптуре. Часто встречаются стелы с округлым верхом и изображением фигуры царя или божества; многие из них найдены в отдаленных районах, где цари устанавливали их для того, чтобы заявить о присоединении завоеванных территорий. Сходным образом цари отмечали свои победы, воздвигая во дворцах обелиски с барельефными изображениями различных походов. Лучший из этих монументов Черный обелиск Салманасара II (859825 до н.э.), на каждой из 4 граней которого в 5 регистрах запечатлены церемонии оказания почестей царю пятью завоеванными народами.
Однако наиболее многочисленны те барельефы, которые, подобно «каменным гобеленам», изнутри украшали стены царских дворцов изображениями военных кампаний, охоты, обрядов и других сцен из жизни царя и его народа. Иногда отдельные детали этих рельефов выделялись красками неярких оттенков красной, голубой, черной и белой.
Характерное отличие всех этих настенных рельефов однообразие и скупость изображений людей и все более совершенная трактовка фигур животных. Человеческие фигуры энергично моделированы и величественны, однако скованы в движениях, неизящны и невыразительны, с условно трактованными завитыми волосами и бородами, подчеркнутыми мускулами и тяжелыми одеждами. Лица почти одинаковы на всех рельефах, из чего явствует, что ассирийских художников не занимала передача индивидуальных черт. Как и у египетских художников, у них отсутствует интерес к перспективному сокращению фигур, изображенных в ракурсе; в результате ноги, нижняя часть тела и голова изображены в профиль, глаза полностью в фас, и грудь развернута фронтально так, что видны оба плеча.
Однако в образах животных ассирийские художники достигли высочайшего мастерства в реалистической и выразительной трактовке формы и действия, особенно в охотничьих сценах, изображая боль, ужас и ярость раненых диких зверей. Возможно, во всем древнем искусстве нет ничего, что могло бы сравниться с двумя рельефами из дворца Ашшурбанипала в Ниневии с изображениями умирающего льва и пронзенной стрелами львицы. На втором из них львица изображена в предсмертной судороге, задняя половина ее туловища парализована, ноги беспомощно волочатся, однако она пытается удержаться, опираясь на передние лапы; из приоткрытой пасти с поднятой верхней губой словно раздается рычание, выражающее страдание и угрозу. Этот рельеф подлинно великое творение гения. Ассирийское искусство достигло своего расцвета незадолго до гибели державы, в царствование Ашшурбанипала (669626 до н.э.), последнего из великих ассирийских монархов.
Из произведений монументально-декоративного искусства следует отметить чеканные рельефы бронзовой обшивки ворот Балавата, воздвигнутых Салманасаром II (859825 до н.э.) к юго-востоку от Ниневии. Здесь с поразительным мастерством и четкостью изображены эпизоды девяти первых лет правления этого царя.
В искусстве малых форм ювелирных украшениях, резьбе по слоновой кости, глазурованной керамике, вышивке, мебели ассирийцы проявили себя искусными ремесленниками; они продолжали изготавливать изящные геммы и цилиндрические печати с тем же разнообразием мотивов, что и в монументальных барельефах.
Декоративно-прикладное искусство продолжало развиваться и в более позднее время, почти до начала нашей эры, в периоды персидского, греческого и римского господства, однако не претерпело сколько-нибудь значительных изменений.
См. также ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.