Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных (Кочегар, Заключенный, обе работы 1878, Третьяковская галерея, Москва). Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» (Студент, 1881, там же; Курсистка, 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне Всюду жизнь, 1888, Третьяковская галерея). Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П.А.Стрепетова, 1884, там же; Г.И.Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург; Н.Н.Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни; среди последних наиболее популярна картина На качелях (1888, Третьяковская галерея).
Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898.
См. также ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ.
Прытков В.А. Н.А.Ярошенко. М., 1960