Вырабатывал свою манеру, пройдя через влияния И.Е.Репина и импрессионистов, В.Ван Гога, П.Сезанна, П.Пикассо и А.Матисса. В 1920 окончательно откристаллизовался его самобытный стиль с обобщенными головами и фигурами на грани перехода в цветовую или черно-белую абстракцию. Плавные тональные гаммы на рубеже 1930-х годов сменяются более грубым мазком, резче и монументальней становятся линии. Мировую славу Явленскому принесли работы из огромной серии Медитации (19331937); реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами преображаются в смутный и скорбный символ лица, укрупненные черты которого напоминают крест, наложенный на живописную поверхность.
Позднее творчество мастера все более затруднялось прогрессирующей болезнью суставов рук. К тому же нацистские власти Германии, борясь с авангардизмом в искусстве, запретили ему выставочную деятельность.
Умер Явленский в Висбадене 15 марта 1941.
См. также АБСТРАКЦИОНИЗМ.
Бельгин Т. А.Явленский. Биография. СПб, 2000