ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ЖИЛЯРДИ, ДОМЕНИКО (Дементий Иванович) (1785–1845), архитектор, видный мастер ампира, один из создателей нового облика Москвы после пожара 1812.

Родился в Монтаньоле (Швейцария) 4 (15) июля 1785 в семье архитектора Джованни Баттиста (Ивана Дементьевича) Жилярди, который в 1787 начал работать в России. Доменико, впервые приехавший туда с матерью в 1796, впоследствии жил преимущественно в Москве. Учился у своего отца, а также у К.Скотти и других живописцев в Петербурге (с 1799), посещал миланскую Академию художеств (1804–1806), затем самостоятельно изучал искусство и архитектуру Рима, Флоренции и Венеции. Вернувшись на свою вторую родину в 1810, в 1811 был определен в помощники отцу, состоявшему в должности архитектора Воспитательного дома. Ненадолго выехав в Казань при нашествии Наполеона, по возвращении занимался восстановлением древней столицы. Работал в Экспедиции кремлевских строений, а в 1818 занял место Джованни Жилярди, уволившегося по старости.

Реконструировал в 1818–1827 ряд построек, входящих в число главных произведений его отца, в том числе здания Екатерининского института (ныне Дом офицеров Московского военного округа) и т.н. Вдовий дом (ныне Центральный институт усовершенствования врачей на Кудринской площади). Значительно перестроил (1817–1819) старое здание Московского университета (работы М.Ф.Казакова), нынешним своим обликом обязанное в основном именно Доменико Жилярди. Среди его главных сооружений также дом Луниных (ныне Музей искусств народов Востока, 1818–1823), дом Гагарина (ныне Институт мировой литературы имени А.М.Горького, 1820), Опекунский совет (ныне Российская академия медицинских наук, 1823–1826), усадьба Усачевых-Найденовых (1829–1831), значительная часть построек усадьбы Кузьминки, в том числе Конный двор (1820–1823). Многие свои работы создал в соавторстве с А.Г.Григорьевым.

Для всех архитектурных образов Жилярди характерен парадный монументализм, подчеркнутый мощными колоннадами фасадов, четкой ритмикой орнаментальных вставок и скульптурного декора. Высоким совершенством отличаются и оформленные под его руководством интерьеры (в особенности Опекунского совета и дома Гагарина).

Построил и ряд мавзолеев-ротонд – в Кузьминках, Суханове (1813) и Отраде-Семеновском (1832) под Москвой. Мавзолей в Отраде стал его последней работой в России, – в том же году он, сетуя на здоровье, уехал в Швейцарию.

Умер Жилярди в Монтаньоле 28 февраля 1845.

См. также АРХИТЕКТУРА.

ДОМЕНИКО ЖИЛЯРДИДОМЕНИКО ЖИЛЯРДИ

ЛИТЕРАТУРА

Белецкая Е.А., Покровская З.К. Д.И.Жилярди. М., 1980

Яндекс.Метрика