ЧАКОНА (исп. chaconа, итал. ciaconna). По происхождению медленный трехдольный танец; позже сочинение, основанное на варьировании basso continuo либо мелодической линии (или аккордовой последовательности) в басовых голосах (basso ostinato). Исполнялась чакона в сопровождении пения и игры на кастаньетах. Чакона очень близка
пассакалье. И та и другая впервые появляются в начале 17 в. в произведениях для клавишных инструментов. Известнейший пример жанра чакона Баха из партиты ре минор для скрипки соло. В целом чаконы проще пассакальи, меньшее применение в ней находит
полифония, варьирование носит орнаментальный характер.
В истории чаконы видную роль сыграли мастера клавирной и органной музыки У.Берд, Дж.Фрескобальди, И.Пахельбель, Д.Букстеде. Темы в чаконе небольшие (4- или 8-тактные), с ясной танцевальной метрической организацией.
В настоящее время существует тенденция относить наименование «чакона» к любым вариациям на неизменную аккордовую последовательность, но такое суженное представление не соответствует историческому значению термина.