ФАНТАЗИЯ (греч. phantasia воображение). Инструментальная композиция весьма свободного построения; в ней, как выразился английский композитор и теоретик
Т.Морли, «композитор ни к чему не привязан» (Морли имел в виду словесный текст). В 16 в. фантазия сочинялась, как правило, для лютни, клавира или инструментального ансамбля в полифоническом стиле, напоминающем стиль
ричеркара или
канцоны. В 1718 вв. жанр все более обогащается элементами импровизационного характера например, в органных и клавирных сочинениях
Букстехуде, Баха, Моцарта. В 19 в. наименование «фантазия» относится к инструментальным, преимущественно фортепианным, пьесам, в определенной мере свободным от установленных форм (например, Sonata quasi una fantasia
Лунная соната Бетховена, фантазии Шопена и Шумана). Фантазией могла называться также импровизация на избранную тему (например, фантазия
Скиталец Шуберта на тему одноименного романса,
Фантазия на тему Томаса Таллиса Воан-Уильямса).
В английском языке термин voluntary, по смыслу аналогичный «фантазии», может относиться к музыкальному оформлению англиканской церковной службы (импровизационные разделы, звучавшие во время шествий или при окончании богослужения) либо к инструментальным произведениям в свободной форме (мастерами такого жанра были Джон Блоу и Генри Пёрселл).