ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Психология и педагогика

ФАНТАЗИЯ – психический процесс, продуктивная деятельность, творческая способность. Сущность фантазии состоит в преобразовании прошлого опыта, мысленной ситуации. Мысленная ситуация – это неразрывная взаимосвязь субъекта сознания, его Я со всем остальным содержанием сознания (не-Я), с образами, идеями и чувствами, хранимыми в памяти. Прошлый опыт сохраняется в сознании всегда в единстве Я и не-Я. Степень сознания Я колеблется от смутного «чувства Я» до отчетливого образа Я и Я-концепции. Я в любом случае присутствует в сознании. Потеря «чувства Я» характеризует патологическое, больное сознание.

Преобразование мысленной ситуации означает одновременное преобразование Я и не-Я. Нельзя преобразовывать образы, идеи и чувства, не изменяя при этом Я. И наоборот, преобразование Я обязательно сопровождается изменениями в системе не-Я.

Преобразование Я представляет из себя процесс мысленного перевоплощения, или эмпатии. Процесс преобразования не-Я, образов, идей и чувств составляет сущность воображения. Фантазия – это единство эмпатии и воображения.

В процессе преобразования данных сознания с помощью фантазии создаются новые Я, новые образы, идеи и чувства, которых никогда не было в прошлом опыте. Иначе говоря, с помощью фантазии создаются новые мысленные ситуации.

Эмпатия и воображение отличаются друг от друга не только объектами, но и приемами преобразования. Эмпатию характеризуют три основных приема: проекция, интроекция, идентификация. Проекция отличается тем, что в акте эмпатии Я переносится мысленно в ситуацию Другого, как бы занимает его место и протекает в его время. Одновременно Другой занимает мысленно место и время моего Я – это интроекция. В итоге они как бы сливаются, отождествляются – это прием идентификации. Например, полководец или шахматист мысленно ставят себя на место противника (проекция!) или противника на свое место (интроекция!), вживаются в его мысли и чувства и сами размышляют и переживают от «его имени», отождествляя свое Я с его Я. В акте эмпатии наряду с реальным Я формируется второе, вымышленное новое Я, преобразованное в ходе сочетания черт двух личностей.

С помощью фантазии человек может вживаться не только в образы других людей, но и в любые образы предметов и явлений, преобразуя их природу. Это могут быть образы живых существ, тогда человек наделяет их человеческими чертами, персонифицирует их. Так поступает, например, баснописец. Если объектом эмпатии выступают образы неодушевленных предметов, фантазия может придать им облик одушевленных существ. Таков, например Хлеб в Синей птице Метерлинка. С помощью фантазии человеческое «лицо» могут приобретать даже абстрактные понятия и идеи (олицетворение!). Таковы аллегорические образы Истины, Справедливости и Чести.

Персонификация, одушевление, олицетворение – это уже приемы не эмпатии, а воображения, приемы преобразования не Я, а образов.

Широко известны такие приемы («алгоритмы») воображения, как агглютинация, гиперболизация и миниатюризация, заострение, схематизация, типизация и др.

Агглютинация (от латинского слова «агглютинаре», означающего «приклеивать») – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов, «склеивание» их подряд в причудливых сочетаниях. Таковы русалки, драконы, кентавры и другие сказочные и мифилогические образы. Агглютинация лежит в основе создания и таких машин, механизмов, инструментов, как танк-амфибия, аэросани и др.

Гиперболизация – увеличение предмета или его частей, количества частей. Это великаны в сказках, бробдингнежцы в Путешествиях Гулливера Дж.Свифта, многорукие богини в индийской мифологии, шестикрылые серафимы, драконы о шести головах и др.

Миниатюризация характеризуется, напротив, уменьшением размеров предметов или их частей, уменьшение количества и т.п. (карлики в сказках, лилипуты у Свифта, одноглазые циклопы у Гомера и др.).

Заострение акцентирует какие-либо признаки, что сознательно используется, например, при создании дружеских шаржей, карикатур.

Схематизация как прием воображения заключается в том, чтобы мысленно исключить определенные качества и свойства объектов, что позволяет выделить в них главное, существенное. При схематизации представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются. При этом различия уходят на второй план, а на первый план выдвигаются черты сходства. Так, например, художники тогда достигают художественной выразительности в изображении объекта, когда избавляют его от лишних и второстепенных деталей, тех деталей, которые мешают отобразить самое характерное, что свойственно этим предметам. Схематизация, с одной стороны удаляя изображение от действительности, с другой стороны приближает его к реальности, ибо снимает с него случайные наслоения и внешние покровы.

Типизация как прием литературного воображения, подобно схематизации, выделяет существенное, повторяющееся в однородных явлениях, но при этом воплощает результат в конкретном образе.

Приемы эмпатии и воображения позволяют в ходе преобразования накопленного опыта получать новое. Это объясняет тот факт, что фантазия выступает психологической основой всех форм творческой деятельности. В этом заключается ее главная функция. Фантазия необходима не только в художественном, научном и техническом творчестве, но и в игре, спорте, труде, общении – везде, где содержится творческий компонент.

Ценностный критерий требует, чтобы в акте творчества создавалось такое новое, которое имеет общественное значение. Одна из функций эмпатии состоит в том, чтобы обеспечить психологически реализацию этого значения. В процессе эмпатии человек не только может смотреть на мир глазами другого человека, но и принимать близко к сердцу интерес другого человека, его запросы, его потребности, делать «всеобщий интерес» своим личностным интересом, потребностью своей индивидуальности.

Творчество органично, оно напоминает жизнь любого организма. Эмпатия, функционируя как жизнь в образе Другого, обеспечивает не рассудочный, «головной» способ регуляции деятельности, а органичный, естественный, что соответствует природе творчества.

Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию.

Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.( См. также ХАРАКТЕР)

Творческая фантазия – оригинальная, самостоятельная, активная и целенаправленная. Другие виды фантазии – мечта, грезы, воссоздающая фантазия (по описанию) характеризует пассивность, прихотливость. Такова например, фантазия зрителей и слушателей художественного произведения.

В качестве творческой способности фантазию можно воспитывать и совершенствовать путем специальных упражнений (тестов), в процессе участия в самой деятельности. Трудно переоценить роль фантазии в общественном прогрессе.

Евгений Басин

ЛИТЕРАТУРА

Беркенблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968
Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994
Искусство. Психология. – Сб. статей. М., 2003

Яндекс.Метрика