ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Гуманитарные науки: Психология и педагогика

ОБЪЕГРА (объект-игра, фр. objeu, от objet, объект и jeu, игра) – понятие современной эстетики, введенное в использование французским поэтом Франсисом Понжем для обозначения процесса формирования объекта в игровой деятельности.

Крупнейший английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт полагает, что объект не задан в форме внешней реальности, а должен быть создан самим субъектом, и механизмом этого становления объекта является игровая деятельность. «Объект создан, а не найден, – говорит он, – Но объект прежде должен быть найден, чтобы его можно было создать. Это надо принять как парадокс». То есть, включаясь в игру, объект становится уже найденным, вписанным в систему отношений, а значит, поименованным. Игра не ищет, она всегда находит объект, сообщая ему некий статус, создает для него место внутри мира. Таким образом, игра вносит в мир первичную дифференциацию внешнего и внутреннего и порядок обмена между ними, создает систему различий, которую и можно назвать объектной реальностью.

Французский психоаналитик Пьер Федида в книге Отсутствие говорит об объегре применительно к игре Fort/Da, описанной З. Фройдом в работе «По ту сторону принципа удовольствия». При помощи символизации скорби, объегра позволяет вписать утрату значимого объекта в историю становления субъекта. Федида определяет объегру как встречу вещи и слова. С одной стороны, слово замещает объект, «убивает вещи», если выражаться словами Гегеля, но в то же время, оно создает ту объектную реальность, которая поддерживает свое постоянство.

Всякая вещь возникает в тот момент, когда она начинает занимать место в пространстве, то есть, обретает свое место по отношению к пустоте, вычленяется из предметного мира, занимая одну из сторон в диалектике наличия и отсутствия, включаясь в игру Ford/Da. Как говорит Пьер Федида, игра как раз «изобретает место для отсутствия», того отсутствия, которое и «дает начало всякому объекту». Игра создает пустоту, формат, место, одним словом, то психическое пространство, в которое может быть помещен объект.

Интернет-ресурсы:

Словарь Группы Лакановского Психоанализа:

http://katooshka.ru/functions/glossary/glossary.php?cat=1&index_name=Объегра

Библиотека Группы Лакановского Психоанализа:

http://katooshka.ru/page.php?16

Autour de Pierre Fédida. Regards, saviors, pratiques / Sous la direction de Monique David-Ménard. Paris: PUF, 2007; [http://katooshka.ru/page.php?16]

Дмитрий Ольшанский

ЛИТЕРАТУРА

Sechehaye J. Symbolic Realisation. N.Y., International UP, 1951
Searles H.F. The Nonhuman Environment. N.Y., International UP, 1960
Winnicott D.W. The Maturational Processes. London, Hogarth Press, 1965
Winnocott D.W. The Maturational Processes and the Facilitating Environment. London, Hogarth Press, 1965
Winnocott D.W. Playing and Mothering. London, Hogarth Press, 1970
Fédida P. Le jeu invente la place pour l'absence. l'Absence. Paris: Seuil, 1978
Fédida P. l'Absence. Paris: Seuil, 1978
Lacan J. Le Séminaire: La relation d'objet (1956/57). Paris: A.L.I., 2007

Яндекс.Метрика