Занимаясь с 1907 ксилографией, стал виртуозом торцовой гравюры на дереве. Был близок к поэтике и стилистике символизма и модерна, однако, добиваясь не только символической насыщенности, но и строгой конструктивности своих образов, воспринимал и новации авангарда, в первую очередь кубизма. Оптимальным полем художественного эксперимента стало для него искусство книги. Он разработал особую теорию оформления, понимая книгу как целостный эстетический организм, «инструмент для чтения», в котором декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным (теоретические взгляды Фаворского, акцентирующие значение «чистой формы», сложились под решающим воздействием немецкого скульптора и философа А.Гильдебрандта; книга последнего Проблема формы в изобразительном искусстве была издана в 1914 в переводе самого Фаворского и Н.Б.Розенфельда). Книжно-оформительские работы Фаворского 1920-х годов (Фамарь А.П.Глобы, 1923; библейская Книга Руфь, 1925; Новая жизнь Данте, 1934; Рассказы Б.А.Пильняка, 1932) эмблематически-лаконичны и по-своему, несмотря на малый масштаб, монументальны; в них преобладает черный, почти осязаемый штрих. С середины 1930-х годов мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим светотень, в его произведениях нарастают черты классицизма. Среди характерных работ второго периода Сонеты У.Шекспира (1948), Р.Бернс в переводах С.Я.Маршака (1950), Слово о полку Игореве (1953), Борис Годунов (1956) и Маленькие трагедии (1961) А.С.Пушкина (за эти циклы Фаворскому была присвоена Ленинская премия 1962).
Был также тонким мастером портрета историко-романтического (гравюры: Ф.М.Достоевский, 1929; Пушкин лицеист, 1935) и камерно-бытового (серия карандашных двойных портретов родных и друзей художника, 19381961). С 1942 обращался и к линогравюре (серия Самарканд, 19421944). Даже когда Фаворский выполнял сугубо официальные «соц-заказы» (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито в Доме моделей, 1935; обе работы не сохранились), строго соблюдаемый принцип «чистой», гармонически замкнутой в себе формы помогал ему избегать поверхностной конъюктурщины. Почти всю творческую жизнь плодотворно работал как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских Вхутемас, был там ректором в 19231925, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства). Оказал влияние на мастеров «сурового стиля».
Умер Фаворский в Москве 29 декабря 1964.
См. также ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА.
Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988
Фаворский В.А. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. М., 1991