Благодаря семейным связям (через свою жену М.А.Бенуа, дочь академика-акварелиста Альберта Бенуа) Черепнин вошел в кружок, группировавшийся вокруг А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, будущий «Мир искусства», став в нем «экспертом» по музыкальной части. В 19031907 работал с Бенуа и М.М.Фокиным над постановкой балета на собственную музыку Павильон Армиды (Мариинский театр, 1907). В 19091914 был ведущим дирижером дягилевских «Русских сезонов» в Париже, в частности под его управлением прошел первый, триумфальный сезон. Для дягилевской антрепризы написаны два балета Черепнина Нарцисс и Эхо (1911) и Маска Красной смерти (1915, не был поставлен, впоследствии переработан в симфоническое произведение Судьба). После 1914 дирижировал отдельными спектаклями антрепризы в Европе.
После 1917 был вынужден покинуть Петербург; в 19181921 работал в Тифлисе директором консерватории и дирижером оперного театра. В 1921 эмигрировал во Францию. Концертировал в разных странах в качестве дирижера, в том числе с исполнением собственных произведений; писал и аранжировал балетную музыку для разных антреприз (среди них для труппы Анны Павловой). Был одним из основателей и педагогов Русской консерватории в Париже (в 19251929 и 19381945 директор). С 1937 возглавлял попечительский совет издательства «М.П.Беляев в Лейпциге» и в этом качестве способствовал распространению за рубежом русской классической музыки и изданию новых произведений композиторов-эмигрантов. Умер Черепнин под Парижем 26 июня 1945.
По своему «музыкальному происхождению» Черепнин принадлежит к поздней формации петербургской школы (один из самых любимых учеников Римского-Корсакова; близкий друг А.К.Лядова); в его творчестве рано проявилось импрессионистское начало, выраженное ярко и оригинально, в таких, например, сочинениях, как балеты Павильон Армиды и Нарцисс и Эхо, имевших очень большой успех в Париже, как симфонические поэмы по мотивам русских сказок Зачарованное царство (1912) и шесть музыкальных иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), романсы на стихи К.Д.Бальмонта и некоторые фортепианные циклы, в особенности музыка к Азбуке в картинках Бенуа и др. Черепнин дореволюционного периода наиболее «чистый» представитель импрессионизма на русской почве. Кроме того, он один из самых виртуозных мастеров оркестрового письма, что сказалось как в его собственных партитурах, так и в инструментовках произведений разных композиторов, сделанных им для балетных спектаклей, а также в его редакции неоконченной оперы Мусоргского Сорочинская ярмарка (Монте-Карло, 1922).
В позднем творчестве Черепнина выделяются две оперы на русские сюжеты: Сват по А.Н.Островскому (1929) и Ванька-ключник по Ф.К.Сологубу (1932) тонкие и остроумные стилизации народного «лубочного», «балаганного» театра. Черепнин зарекомендовал себя как автор духовной музыки, индивидуально, в «петербургском стиле» преломляющий новые тенденции в этой области (особенно выделяются Вторая литургия, 1907 и «Утреня» из Всенощного бдения, 1918). За рубежом эта линия была продолжена рядом обработок древних распевов для мужского хора без сопровождения (для парижского Сергиевского подворья) и духовной ораторией Хождение Богородицы по мукам для солистов, хора и оркестра по мотивам древнеславянского апокрифа (1937), одним из самых высоких образцов данного жанра на русской почве. См. также РУССКАЯ МУЗЫКА.
Черепнин, Александр Николаевич (18991977), сын Н.Н.Черепнина, русский композитор и пианист. Учился в Петроградской и Тбилисской консерваториях, после переезда с семьей во Францию окончил Парижскую консерваторию. Много концертировал в разных странах Европы и США, в 19341936 был директором Шанхайской консерватории, работал также в Японии. С 1949 жил в США. Его очень большое по масштабам и разнообразное по жанрам творчество (три оперы, несколько балетов, четыре симфонии, шесть фортепианных концертов, камеро-инструментальные циклы, кантаты, хоры, романсы и т.д.) несомненно, явление русской культуры; наиболее сильное влияние на его стиль оказал С.С.Прокофьев, в меньшей степени И.Ф.Стравинский. Своеобразие ряда опусов Черепнина связано с использованием в них фольклорных мотивов не только русских, но и, например, грузинских и китайских. Создал собственную теоретическую систему (девятитоновая гамма с делением на три тетрахорда; интрапункт «нота между нотой» в отличие от контрапункта «нота против ноты» и т.д.), которую изложил в специальном труде.
Сыновья А.Н.Черепнина Иван Александрович (19431999) и Сергей Александрович (р. 1941) композиторы, творчество которых уже полностью принадлежит западной традиции.