Дворжак, как и его соотечественник Сметана, синтезировал в своем творчестве общеевропейские и специфически национальные элементы. Однако, если идеалом Сметаны было искусство Листа, то Дворжак, представитель более молодого поколения, основывался на достижениях Бетховена, Шуберта и Брамса. Самые крупные творческие удачи Дворжака связаны с непрограммной симфонией, камерно-инструментальными и романсовыми жанрами, церковной музыкой; две из десяти его опер Русалка (одно из лучших произведений композитора) и Черт и Кача до сих ставятся на европейских сценах. Стиль композитора отличается богатством мелодизма, оригинальностью ритмики (часто связанной с фольклорными источниками) и красочным оркестровым письмом. Дворжак испытал сильное влияние Брамса, но в целом его искусство носит эмоциональный характер.
Кульминационными в творческом отношении стали для Дворжака три проведенных в Америке года, когда одно за другим появлялись его лучшие сочинения Девятая (ранее считавшаяся Пятой) симфония ми минор, носящая название Из Нового Света, в ней темы, сочиненные под впечатлением от индейских и негритянских напевов, сочетаются с типично чешскими мелодиями; виолончельный концерт си минор одно из лучших произведений данного жанра в мировой литературе; вдохновенный струнный квартет фа мажор (Американский) он был написан Дворжаком в Спиллвилле (шт. Айова) и, подобно симфонии, содержит индейские и негритянские мотивы; полные искреннего благоговения Библейские песни на старые чешские тексты в них особенно глубоко запечатлена тоска музыканта по родине. Следует упомянуть еще ряд сочинений Славянские танцы (написанные для фортепианного дуэта, а затем переложенные автором для оркестра) наиболее популярное произведение чешского мастера, Пятую симфонию фа мажор (ранее Третья), скрипичный концерт, а также в камерных жанрах фортепианный квинтет ля мажор, фортепианное трио Думки, разного рода фантазии на темы чешских танцев, многочисленные фортепианные пьесы, в том числе цикл Юморески (седьмая из пьес цикла существует ныне во множестве аранжировок). Среди церковных композиций Дворжака выделяются поэтичная Stabat Mater, величественный Te Deum, трогательный реквием все произведения для солистов, хора и оркестра.
![АНТОНИН ДВОРЖАК АНТОНИН ДВОРЖАК](http://www.bruma.ru/uploads/enc/images/9/123572268146c7.jpg)
Егорова В.Н. А.Дворжак. М., 1997