Древнегреческие лады состоят из двух соединенных тетрахордов, каждый из которых содержит два целых тона и один полутон, при движении сверху вниз (например, фа ми ре до). Эти лады в большей мере характеризуются высотным положением, нежели отношениями между входящими в них тонами. В древнегреческих звукорядах выделяются две важнейшие позиции доминанта и конечный тон (финалис). Доминанта обозначает центр, вокруг которого происходит наиболее активное мелодическое развитие; конечный тон обозначает пункт, от которого строится лад. Из семи древнегреческих ладов основными являются четыре дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский, которые начинаются, соответственно, от тонов ми, ре, до, си. С ними тесно связаны лады гиподорийский, гипофригийский и гиполидийский, которые имеют те же опорные тоны, но иной порядок следования тетрахордов. Произведения, построенные на разных ладах, различались как по диапазону, так и по характеру мелодики; древние греки давали ладам образные характеристики: дорийский лад считался «мужественным», лидийский «женственным», фригийский «страстным», миксолидийский «скорбным».
Церковные лады европейского Средневековья составляли фундамент не только григорианского пения, но и всей музыки примерно до начала 17 в. Раньше полагали, что церковные лады непосредственно происходят из древнегреческих, однако теперь вполне ясно, что между двумя системами существуют важные различия. Так, церковные лады имеют не нисходящее, а восходящее строение (начинаются от тонов ре ми фа соль). Сохраняя древнегреческие наименования, они имеют другие конечные тоны; например, дорийский средневековый лад начинается от ре, а не от ми. Двенадцать церковных ладов составляют шесть пар, в каждой из которых один лад называется «автентическим», а второй «плагальным». Автентический лад это диатонический звукоряд октавного диапазона, где главным центром является конечный тон; плагальный лад располагается на кварту ниже соответствующего автентического лада, но сохраняет тот же конечный тон.
Наиболее же существенное различие между древнегреческими и средневековыми церковными ладами связано с проблемой ладовых тяготений. В греческом ладе нет тяготения к конечному тону. В средневековом ладе, где появляются добавочные тона (например, полутон между седьмой и восьмой ступенью), возникает сильное тяготение к конечному тону. Это разрушало индивидуальность каждого церковного лада, и в конце концов модальность, т.е. характерность каждого лада, была сведена к мажору и минору, которые и стали основой музыки Нового времени. См. также МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ.
В эпоху Средневековья существовал также термин «ритмические лады», который прилагался к шести основным ритмическим размерам (хорей, ямб, дактиль, анапест, спондей и трибрахий), доминировавшим в музыке 13 в.
Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. М., 1976
Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988