ЛЕГАР, ФЕРЕНЦ (ФРАНЦ) (Lehár, Ferenc или Franz) (18701948), композитор, выдающийся мастер венской оперетты. Родился 30 апреля 1870 в словацком городке Комаром (ныне Венгрия) в семье военного капельмейстера. В 1882 Легар поступил в Пражскую консерваторию, где учился у А.Бенневица (скрипка), Й.Б.Фёрстера (гармония) и А.Дворжака (композиция). Некоторое время работал скрипачом-концертмейстером в театральном оркестре Бармен-Эльберфельда, затем в течение 10 лет находился на службе в австро-венгерской армии, став одним из самых популярных капельмейстеров военных оркестров. В это время выходят в свет первые сочинения Легара: пьесы для скрипки, песни, марши, вальсы (в том числе неувядаемый вальс
Золото и серебро, 1899) и опера
Кукушка (поставлена в Лейпциге в 1896). Час Легара пробил, когда В.Леон, в то время лучший венский либреттист, предложил композитору написать музыку на его либретто (
Лудильщик). Поставленная в 1902, эта оперетта послужила хорошей заявкой на будущее. Через три года Легар прославился на весь мир опереттой
Веселая вдова (
Die lustige Witwe) произведением, которое благодаря своей свежести, изобретательности и великолепию оркестровой партитуры открыло новую эпоху в истории венской оперетты. В «Театре ан дер Вин»
Веселая вдова выдержала 483 представления; по некоторым данным число спектаклей во всем мире достигало 60 000 за первые 50 лет сценической жизни произведения. За три десятилетия после
Веселой вдовы Легар сочинил 19 оперетт, в том числе
Граф Люксембург (
Der Graf von Luxemburg, 1909),
Цыганская любовь (
Zigeuner Liebe, 1910),
Ева (1911),
Там, где жаворонок поет (
Wo die Lerche singt, 1918) и
Фраскита (
Frasquita, 1922; восхитительная
Серенада из этой оперетты приобрела широкую известность в обработке Ф.Крейслера). Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Р.Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, как
Паганини (1925),
Царевич (1927),
Фридерика (1928),
Страна улыбок (
Das Land des Lächelns, 1929),
Как прекрасен мир! (
Schön ist die Welt, 1931) и, наконец, последний опус Легара
Джудитта, поставленный в 1934 в Венской опере. Из четырех мастеров поздней венской оперетты (наряду с О.Штраусом, Л.Фалем и И.Кальманом) Легар был самым ярким: его мелодическое дарование поистине неисчерпаемо, ритмический и гармонический язык отличается разнообразием, а оркестровое письмо эффектностью. Кроме венского и венгерского колорита Легар использует парижские, русские, испанские, польские и даже китайские элементы. Хотя его критиковали за подмену настоящей музыкальной комедии мелодрамой, т.е. отходом от традиций основоположников жанра Ж.Оффенбаха и И.Штрауса, не вызывает сомнений, что именно творчество Легара принесло венской оперетте широкую международную известность.
Годы Второй мировой войны Легар провел в Австрии, затем переехал в Швейцарию (1946). Через два года он вернулся в свой австрийский дом в Бад-Ишле. Умер Легар в Бад-Ишле 24 октября 1948.
См. также ОПЕРЕТТА.
ФЕРЕНЦ ЛЕГАР ЛИТЕРАТУРАВладимирская А.В. Франц Легар. Л., 1981