ЮДИНА, МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА (18991970), русская пианистка, религиозный мыслитель. Родилась в Невеле (Белоруссия) 28 августа (9 сентября) 1899 в семье врача. В 1921 окончила по классу фортепиано Петроградскую консерваторию (училась у А.Н.Есиповой и Л.В.Николаева); слушала также лекции на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В 19211930 вела класс фортепиано в консерватории; была уволена за «религиозные взгляды» после ряда газетных публикаций. В 19321934 являлась профессором Тбилисской консерватории, в 19361951 Московской консерватории, в 19441960 Института имени Гнесиных, где кроме фортепианного класса вела класс камерного ансамбля. С юности много концертировала, почти исключительно в пределах СССР. Была выдающимся мастером ансамблевой игры (выступала, например, с квартетами имени Бетховена и имени Глазунова). В поздние годы нередко сопровождала свои выступления интереснейшими рассказами о композиторах и произведениях, чтением стихов. Всегда проявляла самый живой интерес к новому композиторскому творчеству; с рядом композиторов, как русских, так и зарубежных, состояла в личном общении или в переписке (например, с
И.Ф.Стравинским и
К.Штокхаузеном). Первой в стране она исполнила ряд произведений А.Берга,
П.Хиндемита,
Б.Бартока,
А.Веберна, О.Мессиана и многих других авторов; была убежденным пропагандистом музыки
С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, а впоследствии некоторых авторов, являвшихся ее младшими современниками. Обладая выдающимся литературным дарованием, Юдина очень ярко писала о музыке, делала переводы зарубежных трудов, но многое из этого оказалось возможным опубликовать лишь в наше время.
Личность Юдиной в условиях советской действительности была явлением совершенно исключительным: с редкой прямотой и бесстрашием она всегда и везде высказывала свои взгляды, оказывая огромное влияние на учеников и на многих людей, входивших в круг ее общения (кроме того, она вела весьма обширную и интересную переписку, которая только в наше время постепенно становится достоянием гласности). Юдина считала «пустой» «любую культуру, любую сферу человеческой деятельности без религиозных корней». Ей всегда было «тесно» в рамках исполнительства, с молодости она тяготела к философскому осмыслению жизни и искусства, что, конечно, проявлялось и в ее игре, отмеченной редкой мощью и конструктивной энергией, а главное, пониманием музыка как интонируемого смысла. Не случайно в центре ее репертуара всегда находились произведения И.С.Баха, далее Моцарт, Бетховен, Брамс, Мусоргский (Картинки с выставки). В силу исторических обстоятельств искусство Юдиной оставалось неизвестным зарубежному миру, однако сама она сделала все возможное для того, чтобы сначала в 1920-е, а затем в 19501960-е годы отечественные слушатели могли знакомиться с тем, что происходило в искусстве других стран.
Умерла Юдина в Москве 19 ноября 1970.
См. также РУССКАЯ МУЗЫКА.
ЛИТЕРАТУРАМария Вениаминовна Юдина. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978
Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие. М., 1999