Ломбардия. В Ломбардии, на севере Италии, были построены наиболее совершенные колокольни. Из всей романской архитектуры Ломбардии именно тип кампанилы распространяется далеко за ее пределы. В отличие от круглых колоколен Равенны, наиболее ранних построек этого типа, ломбардские колокольни имели в плане квадрат и, во всяком случае в ранних образцах, без всяких украшений вздымались вверх вплоть до верхнего яруса с колоколами. Обычно эти постройки были увенчаны пологой кровлей пирамидальной формы, покрытой черепицей. Кампанила кафедрального собора в Торчелло великолепный сохранившийся до нашего времени пример неорнаментированного стиля. Вскоре, однако, нижнюю часть стен начали зрительно облегчать с помощью плоских пилястр лопаток и тонких приставных ребер, соединенных на каждом ярусе каменным блоком с арочным навершием. Следующий шаг состоял в том, чтобы сначала декорировать поверхность стены накладными слепыми аркадами, а затем пронизать ее проемами, размеры которых увеличивались по мере подъема к вершине башни. Этот тип разработки проемов великолепно иллюстрирован башней Помпоза. Ранним вариантом ломбардской кампанилы являются башни, фланкирующие миланскую церковь Сант Амброджо, поздним колокольня кафедрального собора в Кремоне.
Рим. Любопытно, что именно в Риме находятся наиболее древние из сохранившихся «квадратных» колоколен. К 7 в. относятся кампанилы церквей Сан Джованни и Паоло, Сан Лоренцо в Лючино, Санта Агнесса фуори ле мура и Сан Джорджо в Велабро. Самой высокой и стройной является выстроенная колокольня и часовая башня церкви Санта Мариа в Космедине (6 в., перестроена в 12 в.). Особенно интересна башня в Террачине, четыре яруса которой украшены слепыми аркадами из стрельчатых арок, некоторые из них сделаны световыми проемами.
Сан Готтардо в Милане. В ряду других выделяется восьмигранная кампанила церкви Сан Готтардо в Милане, единственное, что осталось от этого древнего храма. Построенная из кирпича, она украшена мраморными колоннами по углам, поднимающимися до самого верха, где их связывают слепые аркады. Над этой башней поднимается восьмигранная звонница несколько уменьшенного поперечника, увенчанная высокой конической кровлей. Башня замечательна по композиции, орнаментации и цветовому решению: темно-красный кирпич с терракотовыми вставками. Среди других любопытных примеров кампанилы церкви Сан Дзено в Вероне, Сант Аббондио в Комо и Сан Пьетро и Паоло в Болонье.
Сан Марко в Венеции. Изящная колокольня собора св. Марка построена в 1214 вв. Эта башня обрушилась в 1902, но в 19051912 ее отстроили заново в тех же формах, которым столетиями подражали архитекторы. Это квадратный в плане кирпичный столб, увенчанный звонницей из белого истрийского камня и крутым четырехгранным шатром, украшенным золотыми звездами по синему фону. Превосходная лоджетта у основания кампанилы не имеет отношения к первоначальной композиции, в ее строительстве (в 1540-х годах) участвовал архитектор и скульптор Якопо Сансовино (ок. 14861570).
«Падающая башня» в Пизе. Пизанскую кампанилу, круглую в плане композицию диаметром 16 м и высотой 55 м, с шестью поясами белокаменных арочных галерей, строили в 11741350. В процессе строительства произошла неравномерная усадка фундамента, из-за чего башня отклонилась от вертикали (отсюда ее название). К концу 20 в. отклонение достигло 5,2 м. Нарядные аркады, впечатление от которых усиливается ярким солнцем, представляют собой живописное зрелище игры света и тени. Подняться на звонницу можно по винтовой рампе, скрытой внутри башни.
Колокольня Джотто во Флоренции. Одной из самых красивых итальянских кампанил является, известная как башня Джотто. Художник Джотто (ок. 12661337), автор проекта кампанилы, не дожил до завершения строительства, и она была закончена в 1387 Франческо Таленти, который внес в проект Джотто ряд изменений. По общей композиции масс это обычная ломбардская кампанила, однако снаружи башня облицована чередующимися плитами белого и зеленого мрамора с мозаичными вставками, выполненными братьями Космати. Проемы с готическим обрамлением изысканно вплетены в орнаментовку стен, а скульптуры, навесы и собранные в пучки мелкие крученые колонны относятся к художественным шедеврам эпохи. Благодаря сочетанию силы и изящества, простоты и богатства декора кампанила занимает одно из ведущих мест в архитектуре колоколен.
Башни коммун. В средневековой Италии кампанилы сооружались не только при церквах и соборах. Среди башен коммун, использовавшихся и как дозорные, и как набатные сооружения, следует назвать башни в Сан-Джиминьяно и в Болонье, башню Синьории в Вероне и превосходную набатную башню флорентийского палаццо Веккьо. Последняя поднимается над верхней галереей дворца на 91 м и увенчана карнизом с машикулями (навесными бойницами) и открытой звонницей. Башня послужила образцом для множества башен пожарных депо в американской эклектической архитектуре конца 19 в. Сопоставимые с флорентийским примеры: палаццо дель Подеста в Барджелло в той же Флоренции, палаццо Пубблико, палаццо дель Подеста в Сан-Джиминьяно или палаццо деи Приори в Вольтерре.
Хотя западноевропейская архитектура дает множество примеров колоколен, приставленных к массе церкви или собора, они обычно столь сильно интегрированы в общее решение, что их трудно счесть самостоятельными элементами композиции. Исключением могут служить коммунальные башни в Нидерландах и соседних странах. Рыночная башня в бельгийском Брюгге вполне сопоставима с итальянскими образцами, наряду с некоторыми колокольнями Голландии и Бельгии. Как и в Италии, в этих странах башни возводились прежде всего как символ мощи городских коммун и как памятники в честь важных событий.
В Великобритании и США кампанилы возводились как гражданские постройки или в роли монументов, подобно Кэбот-Тауэр в Бристоле и кампанил целого ряда американских университетских городков (кампусов).
Отдельностоящая колокольня является характерным элементом в русской церковной архитектуре. Многоярусные колокольни монастырей (например, Новодевичьего монастыря, Троице-Сергиевой лавры), построенные в конце 1718 вв., отражают влияние итальянского Ренессанса, отличаясь при этом в высшей степени оригинальным архитектурным решением.