ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

КАБАКОВ, ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ
КАБАКОВ, ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ (р. 1933), русский художник. Родился в Днепропетровске 30 сентября 1933 в семье слесаря. В 1957 окончил графический факультет Московского художественного института имени В.И.Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 сотрудничал в издательстве «Детгиз» (позднее «Детская литература»), журналах «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки».
КАВАЛЛИНИ, ПЬЕТРО
КАВАЛЛИНИ, ПЬЕТРО (Cavallini, Pietro) (ок. 1250–1330), итальянский живописец и мозаичист Проторенессанса; родился в Риме ок. 1250. Из многочисленных приписываемых ему произведений до нас дошли лишь мозаики в апсиде церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме и значительная часть открытой в начале 20 в. фресковой композиции Страшный суд в римской церкви Санта Чечилия ин Трастевере (ок.
КАЗАКОВ, МАТВЕЙ ФЕДОРОВИЧ
КАЗАКОВ, МАТВЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1738–1812), русский архитектор. Родился в Москве осенью 1738 в семье мелкого чиновника, бывшего моряка. Учился в московской архитектурной школе Д.В.Ухтомского (1751–1760), работал в его «команде».
КАКАБАДЗЕ, ДАВИД
КАКАБАДЗЕ, ДАВИД (1889–1952), грузинский художник, теоретик и историк искусства, изобретатель. Родился в селе Кухи близ Кутаиси 8 (20) августа 1889 в крестьянской семье. В 1909 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета; в 1910–1915 занимался в художественной мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского.
КАЛАМ, АЛЕКСАНДР
КАЛАМ, АЛЕКСАНДР (Calame, Alexander) (1810–1864), швейцарский художник, представитель романтизма, мастер пейзажа.Родился в Веве 28 мая 1810. Учился у живописца Ф.Диде в Женеве (с 1829). В 1837–1850 побывал в Париже, а также в Нидерландах, Германии, Италии и Англии. Испытал воздействие классического голландского пейзажа 17 в. и живописи барбизонцев.
КАЛЛИКРАТ
КАЛЛИКРАТ, греческий архитектор середины 5 в. до н.э., один из группы афинских художников, осуществлявших замыслы Перикла по превращению Афин в культурный центр Греции. Калликрат и Иктин были создателями Парфенона (построен в 447–438 до н.э.), величайшего творения древнегреческого зодчества (см. ПАРФЕНОН). Калликрату принадлежит относящийся к 449 до н.э. проект маленького храма Ники Аптерос, возведенного ок. 427–424 до н.э.
КАЛЛО, ЖАК
КАЛЛО, ЖАК (Callot, Jacques) (1592 или 1593–1635), французский гравер и рисовальщик. Родился в Нанси; его родители служили при дворе Карла III, герцога Лотарингии. С 1608 учился в Италии; в 1611–1621 как придворный художник работал во Флоренции. Уже в ранних гравюрах мастера, таких, как Искушение св. Антония (1617) и Ярмарка в Импрунете (1620), проявилось его замечательное мастерство и своеобразие стиля.
КАЛЬО, ФРИДА
КАЛЬО, ФРИДА (Kahlo, Frida) (1907–1954), мексиканская художница, вошедшая в число ключевых фигур арт-феминизма.Родилась в Койокане (пригород Мехико) 6 июля 1907 в семье фотографа, эмигрировавшего из Германии (мать ее была мексиканкой). Получив тяжелое повреждение позвоночника в результате автобусной аварии (1925), в процессе длительного и тяжелого двухлетнего лечения занялась искусством.
КАМЕРОН, ДЖУЛИЯ МАРГАРЕТ
КАМЕРОН, ДЖУЛИЯ МАРГАРЕТ (Cameron, Julia Margaret) (1815–1879), английский фотограф. Родилась в Калькутте 11 июня 1815. Начала заниматься фотографией в 1863, поселившись в Англии на острове Айл-оф-Уайт. Самостоятельно освоила сложный процесс фотографии на влажных коллодиевых пластинах, распространенный в 1860-е и 1870-е годы, превратив кладовку для угля в фотолабораторию, а курятник в мастерскую.
КАМЕРОН, ЧАРЛЗ
КАМЕРОН, ЧАРЛЗ (1745–1811), архитектор, наиболее ярко и талантливо выразивший англо-русские художественные связи 18 в.; один из основоположников русского классицизма.Родился в Лондоне (точная дата рождения неизвестна) в семье строительного подрядчика. Учился у отца в его «Компании плотников», познакомился с архитектором И.Веаром, который привлек его к работе над книгой о термах древних римлян.
КАМЕЯ
КАМЕЯ (фр. camee, от ит. cameo), выпуклый рельеф, вырезанный по драгоценному или полудрагоценному камню, стеклу, имитирующему камень (т.н. паста), или по перламутру. Часто используются камни многослойные, на которых фон и изображение получаются разного цвета. Камеи появились в Греции в эллинистический период, в конце 4 – начале 3 в.
КАММИНГС Э.Э
КАММИНГС Э.Э. (Cummings E.E.) (1894–1962), американский поэт, художник. Презирая современное коллективистское общество, приверженный всему индивидуальному, при публикации стихов Каммингс прибегал к особому типографскому рисунку строфы и необычной пунктуации. В силу тех же бунтарских побуждений отказался от заглавных букв при написании имени (он подписывался «э.э.каммингс»). Писал пьесы, критику, сочинил роман, опубликовал дневник путевых впечатлений.
КАМПАНИЛА
КАМПАНИЛА (ит. campanile – «колокольня»), в итальянской средневековой и ренессансной архитектуре колокольня в виде башни, чаще всего стоящая отдельно от церкви, собора или ратуши, к которым относится. Эта форма строения возникла в 6 в., когда христианская церковь стала регулярно применять колокола.
КАМПАНЬЯ, ДЖИРОЛАМО
КАМПАНЬЯ, ДЖИРОЛАМО (Campagna, Gerolamo) (ок. 1549 – ок. 1626), итальянский скульптор. Родился в Вероне ок. 1549, учился у Данезе ди Микеле Каттанео в Вероне, Венеции и Падуе. После смерти своего учителя в 1573 завершил рельеф с изображением одного из чудес св. Антония в капелле в соборе Иль Санто в Падуе.
КАМПЕН, РОБЕР
КАМПЕН, РОБЕР (Campin, Robert) (ок. 1380–1444), нидерландский живописец, известный также как Флемальский мастер и Мастер алтаря Мероде. Родился ок. 1380. Согласно сохранившимся документам, Кампен, художник из Турнэ, был учителем знаменитого Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432.
КАМПИ, ДЖУЛИО
КАМПИ, ДЖУЛИО (Campi, Giulio) (ок. 1502–1572), итальянский художник. Родился в Кремоне ок. 1502. Учился в родном городе у своего отца, Галеаццо Кампи, а позднее, приблизительно с 1540, у Джулио Романо в Мантуе. Кампи – основоположник кремонской школы живописи. Среди его работ – портрет отца (Флоренция, Уффици), алтарный образ для церкви Сан Аббондио и фрески в церкви св.
КАН, ЛУИС ИСИДОР
КАН, ЛУИС ИСИДОР (Kahn, Louis Isidore) (1901–1974), американский архитектор; приобрел известность как создатель монументальных построек из кирпича и железобетона, которые представляют собой альтернативу «органической» архитектуре Ф.Л.Райта и строгости «стеклянных коробок» Л.Мис ван дер Роэ и Ф.Джонсона. Кан родился на острове Эзель (ныне Сааремаа) в Эстонии 20 февраля 1901. В 1905 вместе с родителями переехал в США.
КАНАЛЕТТО
КАНАЛЕТТО (Canaletto) (1697–1768) – венецианский художник, мастер городского пейзажа – ведуты. Настоящее имя – Джованни Антонио Канале.В Венеции 18 в. жанр ведуты достиг необыкновенного расцвета. Возглавил венецианский ведутизм, выделившийся в самостоятельный жанр, Джованни Антонио Канале, по прозвищу Каналетто.Канелетто родился в Венеции 18 октября 1697.
КАНДИНСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
КАНДИНСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1866–1944), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства.Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 в семье коммерсанта; принадлежал к роду нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871–1885 жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью.
КАНО, АЛОНСО
КАНО, АЛОНСО (Cano, Alonso) (1601–1667), по прозвищу Эль Гранадино, испанский живописец, скульптор и архитектор. Родился 19 марта 1601 в Гранаде; учился в Севилье; в 1637 переехал в Мадрид, где подружился с Веласкесом и по его рекомендации в 1639 был назначен придворным художником. В 1644 из-за подозрения в убийстве жены бежал из Мадрида в Валенсию, но в 1649 решил вернуться в столицу. В 1652 Кано покинул Мадрид и поселился в Гранаде.
КАНОВА, АНТОНИО
КАНОВА, АНТОНИО (Canova, Antonio) (1757–1822), итальянский скульптор, представитель классицизма. Полированная, безукоризненно чистая белая поверхность придает статуям Кановы некоторую абстрактность и холодность, несмотря на тонко подмеченные детали и точную передачу анатомической структуры тела и драпировок.
КАПЕЛЛА
КАПЕЛЛА, часовня, культовое помещение, представляющее собой или придел в церкви, соборе, монастыре, колледже, или отдельное сооружение, подчиненное приходской церкви или кафедральному собору. Термин происходит от итал. capella («короткий плащ») – впервые этим словом назвали молельню франкских королей, в которой хранился как реликвия плащ св. Мартина.
КАПИТЕЛЬ
КАПИТЕЛЬ (позднелат. capitellum – «головка»), верхняя часть столба или колонны, имеющая особое пластическое оформление и отмечающая переход от вертикали ствола опоры к горизонтали лежащего на ней антаблемента. В Южных и Северных дворцах фараона Джосера представлены колонны с капителями в виде крупных листьев, спадающих по обе стороны ствола, капители в виде раскрытого цветка папируса. В храме Луксора (15 в.
КАПЛАН, АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ
КАПЛАН, АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ (наст. имя Танхум Лейвикович) (1903–1980), русский художник. Родился в Рогачеве (Могилевская губерния) 28 декабря 1902 (10 января 1903) в семье мясника. Учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Петрограде-Ленинграде (1921–1927) у Г.С.Верейского и А.А.Рылова. Жил в Ленинграде, часто наезжая в родные места в бывшей черте оседлости, где изучал оставшиеся следы традиционного еврейского быта и культуры.
КАРАВАДЖО, МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА
КАРАВАДЖО, МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1573–1610), итальянский живописец. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы.
КАРАВАК, ЛУИ (ЛЮДОВИК)
КАРАВАК, ЛУИ (ЛЮДОВИК) (1684–1754), художник, мастер портрета, одна из значительных фигур русско-французских художественных связей «века Просвещения».Родился в Марселе 31 января 1684 в семье художника-декоратора, который расписывал главным образом корабли. Начал свою деятельность в марсельском Арсенале галер, занимался также портретной миниатюрой.
КАРАВАН-САРАЙ
КАРАВАН-САРАЙ (перс. «дом караванов», «постоялый двор»), большая придорожная постройка, обычно окружавшая двор, где караваны останавливались для ночного отдыха.Станции для смены и отдыха лошадей возводились еще в 500 до н.э. в персидской империи Ахеменидов. Такого рода сооружения встречаются повсюду в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки вдоль главных торговых путей на расстоянии дневного перехода (30 км) каравана верблюдов.
КАРДОВСКИЙ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
КАРДОВСКИЙ, ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1866–1943), русский художник. Родился в селе Осурово (Ярославская губерния) 24 августа (5 сентября) 1866 в семье помещика. Учился в петербургской Академии художеств у П.П.Чистякова и И.Е.Репина, а также в школе А.Ажбе в Мюнхене (1896–1900).
КАРЛАЙЛСКИЙ СОБОР
КАРЛАЙЛСКИЙ СОБОР, кафедральный собор епархии Карлайл (графство Камберленд, Англия). Первоначально – церковь монашеской обители августинских каноников, основанной в 1102, в 1133 сделана королем Генрихом I главным храмом епископии. Хор, сгоревший в 1292, не восстанавливался до 1377. После второго пожара (1392) были перестроены северный трансепт и центральная башня высотой 34 м.
КАРНАК ЕГИПЕТСКИЙ
КАРНАК ЕГИПЕТСКИЙ, комплекс храмов в 2,4 км к северу от Луксора на Ниле в Верхнем Египте, где располагался религиозный центр древней Египетской державы. Это огромное скопление строений, возводившихся без единого плана на протяжении долгого времени – от правления Сесостриса (Сенусерта) I (примерно 1970–1934 до н.э.) до императора Августа.
КАРПАЧЧО, ВИТТОРЕ
КАРПАЧЧО, ВИТТОРЕ (Carpaccio, Vittore) (ок. 1460 – ок. 1526), венецианский живописец эпохи Возрождения. Его великолепные картины с изображением пышных процессий, сцен из истории и священных легенд, связанных с родным городом, делают его центральной фигурой повествовательной традиции венецианской живописи. Карпаччо родился в Венеции ок. 1460; испытал влияние Джованни и Джентиле Беллини, а также Антонелло да Мессины, Джорджоне и Андреа Мантеньи.
КАРПИ, ДЖИРОЛАМО ДА
КАРПИ, ДЖИРОЛАМО ДА (Carpi, Girolamo da) (1501–1556), живописец и архитектор феррарской школы, первоначально известный под именем Джироламо да Селлари. Родился в Ферраре в 1501, учился у Бенвенуто да Гарофало. При папе Павле III Джироламо возглавлял архитектурные работы в папских дворцах. В его живописи чувствуется влияние Корреджо, произведения которого он копировал. До сих пор целый ряд копий Джироламо принимают за оригиналы Корреджо.
КАРПИ, УГО ДА
КАРПИ, УГО ДА (Carpi, Ugo da) (ок. 1455 или ок. 1480 – ок. 1523), итальянский гравер венецианской школы. Родился в городке Карпи близ Модены. Усовершенствовал немецкую технику изготовления гравюры на дереве, используя несколько деревянных печатных форм: одну для контуров, другие – для передачи различных оттенков. Уго да Карпи назвал свою технику кьяроскуро (итал. chiaro e scuro, «свет и тень»).
КАРПО, ЖАН БАТИСТ
КАРПО, ЖАН БАТИСТ (Carpeaux, Jean Baptiste) (1827–1875), французский скульптор; родился в Валансьенне 14 мая 1827. Учился в Париже у Абеля де Пюжоля, Франсиска Жозефа Дюре и Франсуа Рюда. В 1854 Карпо был премирован поездкой в Италию, где создал скульптурную группу Уголино и его дети (1857–1860). Карпо был одним из ведущих скульпторов Второй империи; в своих портретах он запечатлел образы типичных представителей общества этой эпохи.
КАРРА, КАРЛО
КАРРА, КАРЛО (Carrа, Carlo) (1881–1966), итальянский художник и критик, прошедший путь от футуризма к неоклассике через период «метафизической живописи».Родился в Куарньенто (Пьемонт) 11 февраля 1881. В юности занимался декоративной росписью домов. Был в значительной мере самоучкой, хотя в 1904–1910 некоторое время посещал Школу прикладного искусства и Академию Брера в Милане.
КАРРАЧЧИ
КАРРАЧЧИ (Carracci), семья итальянских живописцев: Лодовико (Lodovico, 1555–1619) и его двоюродные братья, Агостино (Agostino, 1557–1602) и Аннибале (Annibale, 1560–1609). Братья Карраччи были основателями болонской «Академии вступивших на правильный путь» (основана ок. 1585). Братья Карраччи изучали произведения Рафаэля, Корреджо и венецианских мастеров 16 в.
КАРРЬЕР, ЭЖЕН
КАРРЬЕР, ЭЖЕН (Carrière, Eugène) (1849–1906), французский живописец и график. Родился в Гурнэ (департамент Сены и Марны) 17 января 1849. Разработал собственную манеру живописи, сократив цветовую палитру до нескольких тонов серого цвета и прибегая к резкому разделению картины на планы. Размытые очертания предметов и контрасты черного и белого придавали работам Каррьера таинственность и поэтичность.
КАРТИНА
КАРТИНА в изобразительном искусстве. Этот термин в изобразительном искусстве имеет два значения: широкое и узкое. В широком смысле картина обозначает произведение любого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт и др.), относящееся к станковому искусству. В отличие от монументального искусства картина в живописи и графике имеет самостоятельное значение, свободна от прямых утилитарных функций.
КАРТЬЕ-БРЕССОН, АНРИ
КАРТЬЕ-БРЕССОН, АНРИ (Cartier-Bresson, Henry) (1908–2004), французский фотограф. Родился 22 августа 1908 в Шантлу близ Парижа. Учился живописи у Андре Лота. В 1929 посещал лекции по живописи в Кембриджском университете. С энтузиазмом снимал «Лейкой», в том числе туземцев африканского буша. Первая выставка фотографий Картье-Брессона прошла в 1933 в Испании.
КАСАТКИН, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
КАСАТКИН, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1859–1930), русский художник-живописец, продолживший социально-критические традиции «передвижников» в пред- и постреволюционное время.Родился в Москве 13 (25) декабря 1859 в семье художника-литографа А.А.Касаткина. Занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1873–1883), где его главным наставником был В.Г.Перов. В 1894 и 1895 посетил Донбасс. Член «Товарищества передвижников» (с 1891).
КАССАТ, МЭРИ
КАССАТ, МЭРИ (Cassatt, Mary) (1845–1926), американская художница и график. Родилась 22 мая 1848 в Питсбурге (Пенсильвания). С 1874 постоянно жила в Париже. Здесь стиль ее живописи, в высшей степени оригинальный и сложившийся почти без всякого профессионального обучения, сблизил ее с Э.Дега и другими импрессионистами.
КАСТАНЬО, АНДРЕА ДЕЛЬ
КАСТАНЬО, АНДРЕА ДЕЛЬ (Castagno, Andrea del) (1423–1457), Андреа (или Андреино) де Бартоломео, флорентийский живописец эпохи раннего Возрождения, родился в Кастанье в 1423. Многие произведения Кастаньо, выполненные в технике фрески, находятся в бывшем монастыре св. Аполлонии во Флоренции: Тайная Вечеря, два Распятия и несколько фигур, изображающих великих людей Флоренции и их легендарных предшественников.
КАТТАНЕО, ДАНЕЗЕ ДИ МИКЕЛЕ
КАТТАНЕО, ДАНЕЗЕ ДИ МИКЕЛЕ (Cattaneo, Danese di Michele) (1509–1573), итальянский скульптор. Родился в Колоннате близ Каррары в 1509, учился в Риме у Якопо Сансовино. При разграблении Рима в 1527 войсками Священной Римской империи императора Карла V Каттанео трижды попадал в плен, затем бежал во Флоренцию и вернулся в Рим около 1530. Он сопровождал своего учителя во время поездки в Венецию.
КАУЛЬБАХ, ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН
КАУЛЬБАХ, ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН (Kaulbach, Wilhelm von) (1805–1874), немецкий живописец и график, родился в Арользене (Германия) 15 октября 1805. Учился в 1822–1823 в дюссельдорфской Академии художеств у Петера фон Корнелиуса; в 1825 последовал за учителем в Мюнхен. В 1849 Каульбах сменил уехавшего в Берлин Корнелиуса на посту директора мюнхенской Академии художеств и занимал этот пост до конца жизни.
КАУФМАН, АНГЕЛИКА МАРИЯ АННА КАТАРИНА
КАУФМАН, АНГЕЛИКА МАРИЯ АННА КАТАРИНА (Kauffmann, Angelica Maria Anna Catharina) (1741–1807), немецкая художница эпохи классицизма. Родилась 30 октября 1741 в Куре (Швейцария) в семье австрийцев. В детстве училась у своего отца, живописца Йозефа Иоханна Кауфмана, большую часть юности провела в Италии. Испытала влияние А.Р.Менгса.
Яндекс.Метрика