Лакофф родился в 1941 в семье, далекой от научной элиты. В 1962 получил звание бакалавра по математике и английской литературе в Массачусетском технологическом институте, в 1965 докторскую степень по лингвистике в Индианском университете. Преподавал в Гарвардском (до 1969) и в Мичиганском (до 1972) университетах. С 1972 по настоящее время профессор отделения лингвистики Калифорнийского университета в Беркли.
Известность Лакофф получил в конце 1960-х годов как один из создателей (наряду с Дж.Макколи, Дж.Россом, П.Посталом и др.) «порождающей семантики» модели семантического описания, противостоящей так называемому интерпретирующему подходу. Основная ее идея сводилась к отрицанию представления об автономном синтаксисе, ответственном за порождение чисто формальной глубинной структуры, которая потом лишь наполняется некоторым семантическим содержанием (интерпретируется). Взамен была предложена концепция, согласно которой порождение выражений естественного языка начинается с некоторой семантической структуры. Наиболее значительные работы Лакоффа этого периода статьи Лингвистика и естественная логика (1970) и О порождающей семантике (1971). Термин «естественная логика» получил популярность в расширительном понимании для обозначения логики повседневного рассуждения, отличной от аристотелевской силлогистики и формальной логики.
С середины 1970-х годов Лакофф пришел к выводу о несовместимости постулатов формальной грамматики, основанной на традиционных понятиях истинности и референции, со своим стремлением к обобщениям и желанию увязать знания о языке со знаниями об устройстве человеческого мышления и мозга. Заметив в статье Лингвистические гештальты (1977), что лингвистические теории различаются, в частности, тем, какую часть языковых способностей человека они склонны считать производными от других его способностей, Лакофф отнес «генеративизм» Хомского к одному из полюсов и солидаризовался с теориями, тяготеющими к противоположному полюсу. Двумя годами раньше в совместной с Г.Томпсоном статье он впервые ввел понятие «когнитивной грамматики», утвердившееся в дальнейшем для обозначения такого типа лингвистического исследования, который допускает и приветствует использование для объяснения языковых явлений сведений об устройстве и функционировании человеческого сознания. Важную роль в формировании когнитивно-грамматической концепции Лакоффа, подробно изложенной в монографии Женщины, огонь и опасные предметы (1987), сыграли исследования Э.Рош, Б.Берлина и П.Кея по структуре естественных категорий, а также подходы к описанию языка, разработанные в 1970-е годы в рамках исследований по искусственному интеллекту.
С конца 1970-х годов Лакофф начал развивать когнитивную теорию метафоры, принесшую ему широкую известность за пределами собственно лингвистики. В 1980 совместно с философом М.Джонсоном он опубликовал ставшую интеллектуальным бестселлером книгу Метафоры, которыми мы живем. В ней обосновывалась точка зрения, согласно которой метафора представляет собой не столько фигуру поэтической речи, сколько важнейший механизм освоения мира человеческим мышлением, обеспечивающий перенос знаний о лучше известных (в идеале данных в непосредственном чувственном опыте, отсюда термин «экспериенциализм») понятийных сферах на сферы, известные хуже. Осмысление менее наглядных сфер, в том числе уже заданное системой неосознаваемых конвенциональных («мертвых») метафор, несет на себе черты первоначальных представлений. Так, метафора СПОР ЭТО ВОЙНА (Мы схлестнулись, Он разбил мои аргументы и т.п.) явно не способствует достижению взаимопонимания; в выражениях типа высокая мораль или высокая философия прослеживается преставление о «верхе» и «низе» в человеческой физиологии и т.д. В дальнейшем эти идеи были развиты в книге Превыше хладного рассудка (1989, с М.Тёрнером), цикле статей 1990-х годов о роли метафоры в политике и в монографии 1997 Моральная политика, критически реконструирующей метафорические основы консервативной идеологии «морального большинства» в США, навязывающего обществу авторитарную модель патриархальной семьи.
Представление об исключительной роли метафоры в формировании понятийной системы человека и структуры естественного языка нашло воплощение в развиваемой Лакоффом в последние годы (совместно с Э.Рош и М.Тёрнером) концепции «воплощенного разума», в рамках которой изучается зависимость человеческих мыслительных способностей и представлений о мире, в том числе философских систем, от особенностей устройства человеческого тела и человеческого мозга отсюда интерес Лакоффа к данным нейрофизиологии. Результаты этих исследований отражены в монографии 1998 Философия во плоти.
Павел Паршин
Лакофф Дж. О порождающей семантике. В сб.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. X, М., 1981
Лакофф Дж. Лингвистические гештальты. Там же.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. В сб.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. В сб.: Новое в зарубежной лингвистике, вып. XXIII. М., 1988
Лакофф Дж. Когнитивная семантика. В сб.: Язык и интеллект. М., 1995