Наука и техника: Биология

ЛЕДЕРБЕРГ, ДЖОШУА (Lederberg, Joshua) (1925–2008), американский генетик, получивший в 1958 Нобелевскую премию по физиологии и медицине (совместно с Э.Тейтемом и Дж.Бидлом) за открытия в области генетической рекомбинации и организации генетического материала у бактерий. Родился 23 мая 1925 в Монтклэре (шт. Нью-Джерси). Окончил Колумбийский университет (1944) и Йельский университет (1948). Работал в Висконсинском университете (1948–1958), с 1958 – профессор Станфордского университета.

Основные научные работы Ледерберга посвящены исследованию механизмов рекомбинации у бактерий. В 1946 совместно с Дж.Тейтемом Ледерберг показал, что при совместном культивировании мутантных штаммов E. coli, не способных к росту на минимальной среде, образуются клетки, успешно размножающиеся на такой среде и проявляющие признаки обоих родительских типов. Эта работа привела к открытию одного из типов рекомбинации у бактерий – конъюгации. В 1952 Ледерберг совместно с Н.Циндером открыл феномен трансдукции – направленного переноса умеренным фагом информации от бактерии-донора к бактерии-реципиенту. В 1953 феномен трансдукции был продемонстрирован на сальмонеллах. Опыты по трансдукции положили начало работам по картированию генов.

Умер 2 февраля 2008.